Романтик... с большой дороги
Все рекорды проката во Франции побил римейк «Второго дыхания», снятого 40 лет назад
Этот фильм снят во Франции режиссером Аленом Корно. Сорок лет назад под тем же названием уже существовала картина классика нуара — «черного фильма» — Жан-Пьера Мельвиля. Однако новый фильм — не столько римейк, сколько еще одна экранизация романа, сочиненного Хосе Джованни.
Писатель с судимостью, знакомый с гангстерским миром не понаслышке, Джованни в 1950—1960-х годах подарил французскому жанровому кино едва ли не самые запоминающиеся сюжеты об искателях приключений, романтиках с большой дороги, пишут izvestia.ru. Автор отнюдь не идеализировал своих авантюристов и грабителей, а просто рисовал их жизнь изнутри. Показывал, что и среди преступников есть сложные и цельные натуры, а есть подлецы и предатели. А поскольку лучших гангстеров на экране, как правило, изображали любимцы публики вроде Лино Вентуры и Алена Делона, то они вызывали у зрителя несравненно большую симпатию, чем те, кто их преследовал... Подобное сочувственное отношение (пополам с любопытством) к героям вне закона позже способствовало успеху «Крестного отца» и гонконгских боевиков.
Взявшись за сюжет Джованни, Ален Корно, известный публике по экранизации романа Амели Нотомб «Страх и трепет», не стал переносить его в наши дни, снабжать персонажей мобильниками, современными средствами слежки и прослушки и тому подобным. Дух нуара — гангстерского кино — и впрямь живее в антураже ретро. Причем речь в данном случае не только о массовом сборе в кадре коллекционных автомобилей полувековой давности и старомодных плащей и шляп. Надо отдать должное Корно и его специалистам по кастингу: они даже лица актерские подбирали так, чтобы кто-то походил на Вентуру, кто-то на Габена, а кто-то на молодого Делона.
Правда, нынешним индивидуальностям во главе с Даниэлем Отоем пришлось ради теней из прошлого во «Втором дыхании» слегка стушеваться. Особенно не повезло Монике Белуччи: знойную женщину, играющую верную подругу грабителя банков, покрасили в блондинку а ля Бабетта. Заметно, что с ненатуральным цветом волос актриса чувствует себя не вполне уверенно. Более приятный сюрприз ждет футбольных болельщиков: одну из второплановых ролей в фильме сыграл Эрик Кантона, бывший седьмой номер «Манчестер Юнайтед». Образ смурного гангстера весьма подходит легенде европейского футбола, не отличавшейся покладистым нравом.
Если же отбросить костюмно-декоративные моменты картины, то остается самое надежное: следить собственно за сюжетом. Вряд ли найдется что-то более увлекательное, чем наблюдать, как человек, только что чудом сбежавший из тюрьмы, снова идет на гиблое дело. Даже если все случится по намеченному плану, без жертв трудно будет обойтись, да и куш отнюдь не гарантирован. Но есть такая профессия — рисковать жизнью ради денег. Для сбежавшего из заключения Гю — Гюстава, героя Даниэля Отоя, — нападение на инкассаторскую машину со слитками золота должно стать последним предприятием перед отъездом за границу. Гю по-прежнему знает свое ремесло и с привычной четкостью организует операцию. Но ему трудно примириться с новыми веяниями в криминальной среде. Пока он сидел, грань между полицейскими и преступниками стала как-то стираться, они уже начали оказывать друг другу услуги. Впрочем, что касается Гю, враги у него есть в обоих лагерях. Ключевым в этой истории станет предательство — но, как и все в нашем мире, даже это понятие окажется относительным. В результате для разборок и с полицией, и с бывшими подельниками у героя не останется других средств, кроме стрельбы до последнего патрона. Второе дыхание, возможно, к нему и придет, но вот третьего явно не предвидится...
Выпуск газеты №:
№82, (2008)Section
Культура