Перейти к основному содержанию

Семейные ценности как раритет,

или Какого гражданина наше государство заказало школе
25 декабря, 19:01

«Семья — крепость моя...» Как заклинание. Потому что и действительно, во всех общественных катавасиях, при любых политических властях семья была — и, к счастью, еще есть — мощным бастионом, зашитой, оберегом человеческой души в потоке времен. Жить в любви, понимании и поддержке — вечное и нестареющее желание, мечта, которую дал человеку сам Бог.

Украинцы за долгие века сформулировали кодекс семейных ценностей, которыми, вне всяких сомнений, можно гордиться и которые академически звучат так: супружеская верность; забота родителей о детях; забота детей о родителях и старших в семье; почет к предкам, уход за их могилами; взаимная любовь и уважение между родителями; согласие и доверие между членами семьи; ответственность каждого за других членов семьи; здоровый образ жизни; соблюдение древних народных обычаев, охрана традиций; гостеприимство; многодетность и тому подобное. Здесь, конечно, отражается менталитет нашей нации. И, бесспорно, именно такие ценности помогали ей, вопреки всем катаклизмам, не только продолжаться, отбивая чужие посягательства, но и вдохновенно создавать богатейшую культуру. Вспомните хотя бы традиционную украинскую свадьбу, эту непревзойденную симфонию красоты, многодневный народный спектакль, в котором были задействованы все жанры культуры — музыка, танец, пение, вышивка, ткачество, кулинария и тому подобное — и экспромтом действовали-играли десятки участников.

Изменение социального строя в обществе неизбежно ведет к изменению всей системы устоявшихся ценностей. Не составляют исключения и семейные ценности. Можно вспомнить начало ХХ века, когда большевики, взяв власть, бросили народу клич: «Долой стыд! Долой семью». Говорят, тогда молодые романтические поэтессы дефилировали, в чем мать родила, по улицам Харькова, демонстрируя всем свою современность. А в новообразованных колхозах строились бараки, где «люди нового времени» спали вповалку, вместо того чтобы спать парами в консервативных «единоличных» хатах, и верили, что берут быка за рога.

Однако как же это было мелко и невинно по сравнению с сегодняшними «высотами» демократии, которая тотально цветет зомбирующей рекламой особенно на телеканалах; педофильства, проституции, в том числе и детской, и других потрясающих «открытий». В погоне за якобы демократией общество легко «клюнуло» на наживку тех, у кого патологическое желание наживы зашкаливает, и не сразу заметило обратную сторону медали, имя которой — разврат, беспорядок, растление и, как результат, — вырождение, т.е. дорога в никуда. В истории уже есть подобные примеры. Ошалелые от этого дурмана, мы все чаще с тоской говорим о семейных ценностях как о раритетах.

Под давлением глобализации и связанных с ней процессов семья разрушается не только у нас, — бьют тревогу и социологи США. Однако в постколониальной Украине, разорванной в социальном, языковом, религиозном и тому подобном плане, амплитуда разрушения особая. Как свидетельствуют исследования, сегодня из 13,5 млн. семей в нашем государстве 20% — неполные, а в 70% из них (если взять брак до 25 лет) впоследствии распадаются. В целом же в Украине распадается каждая вторая семья. 103 тыс. детей растут без родителей, а 170 тыс. семей — кризисные. У нас — 11 колоний для несовершеннолетних, в которых находится, по скромными официальными данным, три тыс. детей. Украина занимает первое место в Европе по ВИЧ-заболеванию. С другой же стороны, 20% наших семей — бездетные.

***

«Яка хата, такий тин, який батько, такий син», «Яблучко від яблуньки далеко не падає», — утверждает наш мудрый народ и этим определяет формулу семейного воспитания, согласно которой родители не только физиологически продолжаются в детях, но и, в конце концов, повторяются в них.

Конечно, семьи разные и делают в воспитании разные акценты и учат на разных идеалах. Поэтому должна быть у нас национально-государственная система образования. Однако и до сих пор не знаем, и никто нам не говорит, какое государство строим и строим ли вообще, и какого гражданина это государство заказало школе. Лозунг «нация возрождается», о котором так патетически говорили наши лидеры все 90-е, стал прикрытием страшной разрухи, которую теперь пожинаем.

Украинскую систему образования непрерывно трясет. Твердых качественных стандартов она до сих пор не имеет. Да, этнопсихология украинцев прочная, выдержала не одно историческое испытание. Однако сейчас переживаем очень деструктивный период: одни ценности потеряны, а другие не выработаны, мораль разрушена, а само общество больное. Чтобы удержать падение в пропасть, необходимо немедленно ввести модель национальной школы с системой национального воспитания, с соответствующими идеалами и ценностями. А их на 16-м году независимости до сих пор нет. Наивно было бы спрашивать, такое положение вещей в государстве — случайно ли.

Чтобы наши поколения не были манкуртами на родной земле, воспитательный компонент должен базироваться на украиноведении. И здесь — проблема из проблем, потому что украиноведение как система знаний об Украине и украинстве, их космическом феномене и исторической миссии за последнее десятилетие из школы, мягко говоря, вытеснено, а она сама сориентирована только на образовательный результат — на информатику, на иностранные языки и тому подобное и совсем не занимается воспитанием гражданина- патриота. В школе разве осталось немного народоведения — как знания о безгосударственном этносе, его системе питания, одежде, фольклоре, традициях и тому подобное... Когда-то имперскую власть пугали украинские вышиванки, теперь же постимперские силы боятся, что украинцы наконец осознают свою национальную идею, свое историческое значение, миссию и сумеют объединиться...

«...Независимость завоевали, выстрадали потом и кровью в боях, лагерях и на нарах миллионы и миллионы украинцев. Но трагизм состоит в том, что Украина со времени провозглашения своей независимости не украинизировалась, скорее, наоборот — она деукраинизировалась. Стала еще больше никакой», — констатировал Президент В. Ющенко на VIII форуме Мирового конгресса украинцев в августе 2006 г.

Поэтому неудивительно, что украинские дети бегут из Украины, сдают ее просто так, она им безразлична, потому что они не научены любить, не знают ни своей истории, ни культуры. А любить то, чего не знаешь, трудно или совсем невозможно.

***

Всех родителей, которые сегодня отдают своих чад в школу, можно условно разделить на три группы: а) привели ребенка и забыли о нем; б) интересуются, но большей частью считают, что школа разрушает ребенка (у этих родителей разрушено доверие к педагогу); в) родители с высоким социальным статусом, учителя общаются не с ними, а с водителями и няньками детей.

Можно утверждать, что в сложившихся сегодня координатах, с комплексом существующих проблем учителя не готовы работать с родителями, а тем более давать им какие-то советы, — их этому никто не учит: нигде в педзаведениях не преподается методика семейного воспитания.

Чтобы снять противоречия между школой и семьей, надо создать единое поле ценностей; этим должно заняться прежде всего Министерство образования.

В школу пустили деньги, и их нужно отрабатывать. Мы забыли, что в школе — другие мерила, духовные. Кое-кто все же не так пессимистичен и считает, что панацеей станет введенный в учебную программу курс «Христианская этика в украинской культуре» (эксперимент проводится в 14 школах Киева).

А если взглянуть в целом, то, кто сегодня работает с родителями? Кто воспитывает их, духовно изуродованных тоталитарной системой, — а точнее: кто перевоспитывает их проимперскую, следовательно, большей частью рабскую психоидеологию, учит их быть патриотами украинской земли — безразлично, какого цвета флаг они носят и к какому этносу относятся?

Иногда пройдет какая-то конференция, иногда что-то инициирует какая-то партия или общественная организация, иногда попадется родителям актуальная книга... А где популярная газета для родителей, где учебники-пособия, где циклы радио- и телепередач и такой необходимый родительский всеобуч?

Праздник Матери в мае, еще не определена дата праздника Отца, праздника Семьи — действительно ли они привлекли внимание общества, возродили должное отношение к этим святым вещам? В семьях дети воспитываются без мужского начала. И в школах также. Семь миллионов наших соотечественников — наемная сила за рубежом. Каким в этих условиях вырастает поколение?

***

Украина названа зоной культурного бедствия. Конечно, виновата не только власть, но и низкое национальное сознание поколений. Наша молодежь ищет идеалов где угодно, только не на своей земле, не в своей истории и культуре. И здесь, кажется, — замкнутый круг.

За все национальные поражения история в первую очередь обвиняет элиту нации. И недавно было странно слушать известного писателя и политического деятеля Дмитрия Павлычко, который сообщил радиослушателям, что ничего плохого не видит в том, что 25 млн. украинцев живут за пределами Родины. Более того, он советует им (речь шла конкретно об украинцах в Испании) покупать там землю, обживаться, строить храмы, даже менять свой язык, — действительно, ничего страшного, утверждал господин Павлычко, ведь «украинцы все равно несут в себе Украину».

Можно было бы и не акцентировать на таких взглядах нынешнего председателя УВКР, если бы не еще одно «открытие»: одна многолетняя демократическая депутат объясняла людям: вот, мол, государства с вековыми устоявшимися традициями государственности (Франция — 400 лет, Англия — 350 и тому подобное), а здесь — молодая Украина. Что с нее требовать? К каким государственным органам в ней апеллировать, чтобы услышали? В нашей истории нам не раз было не до шуток. Скажем, в русифицированном Киеве в начале ХХ века насчитывалось только несколько семей украинских интеллигентов, например, Лысенко, Старицкие, Косачи, которые говорили на украинском языке, создавали украинскую культуру. Возьмем, говорила депутат, наших эмигрантов — у них огромный опыт утверждения украинских национальных традиций: наши люди на чужбине не только в семьях воспитали своих детей национально сознательными, но еще и организовывали для них украинские школы и университеты, строили церкви и тому подобное. Из выступления ее напрашивался один вывод: значит, мы можем сохранить себя только тогда, когда все станем эмигрантами (???).

Да, надо влиять на власть. Но Лысенко, Старицкие и Косачи были национально сознательными семьями. А что делать теперь с нацией бессознательной?

Снова, как и в имперские времена, группки национально сознательных семей делятся друг с другом опытом культурного продолжения в состоянии блокады. Потому что тенденции подавления всего украинского таковы же, как и раньше. Хотя, нет, цивилизационные вызовы теперь еще более серьезны...

Агентом национальной безопасности стала национальная игрушка.

Я была свидетелем, как модно одетая молодая мама, куря сигарету и о чем-то озабочено разговаривая с подругой, подталкивала впереди себя детскую коляску, ребеночек в нем сидел лицом вперед и играл странной игрушкой — черным черепом на зеленой пружинке. Ребеночек дергал эту пружинку, и череп устрашающе вскакивал... Меня поразила не так уродливая игрушка, как холодно-заинтересованное, какое-то неживое выражение детского лица.

***

Анкетирование, которое в прошлом году широко провел среди учеников, учителей и родителей различных областей государства Научно-исследовательский институт украиноведения МОН Украины, показало не совсем однозначную картину, над которой нужно подумать не только украинскому министру образования.

Скажем, место образования в строительстве современной Украины родители определили так: в устойчивом развитии общества — 13,3%, в новом качестве жизни — 3,3%, как инструмент жизненного успеха — 8,3%, в реализации социальных ролей — 1,7%, в становлении гражданина Украины — 23,3%, в самореализации личности — 20%, в общественной деятельности — 11,7%, в экономическом и социально-политическом прогрессе общества — 23,3%.

Престижными среди детей, говорят родители, являются профессии: экономиста, финансиста, юриста, бизнесмена — 75%, журналиста — 8,3%, политика — 3,3%, компьютерщика — 6,6%, профессионального спортсмена — 5%. А непрестижными: педагога, учителя — 40%, медика — 11,6%, ученого — 6,6%, хлебороба — 16,6%.

Чтобы добиться жизненного успеха, утверждают родители, для молодежи важны: способность, талант — 55%, трудолюбие — 41%, образование — 61,6%, фортуна — 28,3%, связи с нужными людьми — 25%, честность, принципиальность — 11,6%, умение «подать себя» — 41,6%, деньги — 23,3%, здоровье — 41,6%, воспитанность — 15%, умение приспособиться — 20%, активное участие в политике — 0%, жизненный опыт — 6,6%.

Родители считают, что особенно значимыми для их детей являются такие жизненные ценности: нравственность — 25%, искусство, красота — 3,3%, материальное благосостояние — 55%, жилье — 28%, деньги — 21,6%, семья — 50%, работа — 48,3%, дружба — 23,3%, права человека, свобода — 28%, любовь — 25%, образование — 51,6%, карьера — 21,6%, патриотизм — 8,3%, здоровье — 61,6%.

Качества, которые родители хотят воспитать у своих детей: оптимизм — 23,3%, целенаправленность — 50%, честность — 25%, ответственность, чувство долга — 53,3%, умение владеть собой — 31,6%, толерантность — 15%, способность к творчеству — 6,6%, коллективизм — 5%, порядочность — 31,6%, собственное достоинство — 55%, любовь к своей малой родине — 21,6%, национальное самосознание — 8,3% (!!!), потребность в здоровом образе жизни — 48,3%, бытовую культуру — 4,7%, культуру родного языка — 13,3%, знание иностранного языка — 25%.

Представляется, результаты этого анкетирования и комментировать излишне.

Несмотря на это, космос оставляет нам нить надежды. Опрос молодежи (14—35 лет) в 1998 г. засвидетельствовал, что 94% ее выбрали самой большой ценностью семью. В 2006 г. это подтвердило уже 97% опрошенных молодых людей. Что касается того, на чью помощь они больше всего рассчитывают, то первые места заняли церковь и семья (роковым образом множится количество сект; и бездеятельность власти относительно них — преступна).

74% опрошенной молодежи хочет счастливой семьи, 4% — власти, 3% — богатства.

Стоим на берегу, занятом врагом. А лодка поплыла. А у нас — ностальгия...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать