Киев — как вертикально интегрированный холдинг
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071213/4219-22-3.jpg)
За нешуточными страстями, что разыгрались в парламенте и стали лишним свидетельством затяжного политического кризиса в стране, спровоцированного внеочередными выборами и так называемым демократическим лагерем, в тени остались многие знаковые процессы, куда более низкого, но вряд ли менее значимого уровня власти — местного.
Оставим в стороне продуманность и эффективность кадровой политики главы державы, который в последнее время на удивление часто и активно меняет руководителей регионального уровня. Посмотрим лучше на получивших президентскую индульгенцию управленцев, в частности, столичной власти, и осуществляемые ими реформаторские шаги.
Совсем недавно мэр Киева Леонид Черновецкий, не скрывая радости, сообщил: «Президент сказал, что ни при каких условиях не подпишет закон о переизбрании мэра Киева». Таким образом Леонид Михайлович хотел, видимо, лишний раз подчеркнуть поддержку на самом высоком уровне лично его, а также тех целей и методов, которыми сегодня руководствуется киевский градоначальник.
Осмелюсь предположить, что симпатия к порой достаточно авторитарным решениям мера Киева, если таковая и имеется, объяснима вполне понятным желанием к централизации власти, которое — а почему нет? — может присутствовать и у Президента. Ведь так и управлять вроде бы значительно легче, и исполнительская дисциплина на должном уровне, и моментальный эффект неоспорим. Но исторический опыт учит — чрезмерная централизация власти ни к чему хорошему никогда не приводила. Яркий тому пример — судьбы империй, казавшихся до поры незыблемыми и в итоге распавшихся. Поэтому важным противовесом тенденциям централизации власти должна выступать децентрализация: в реалиях современности — развитие и укрепление местного самоуправления. Это в теории. А что на практике? Недавно в очередной раз радостно отметив День местного самоуправления властьпридержащие мужи, видимо, с облегчением вздохнули: кроме красной даты в календаре всерьез в этом вопросе у нас ничего не изменилось.
Итак, что же имеем сегодня при таком подходе в Киеве? Город постепенно превращается в вертикально интегрированный холдинг, который, как спрут, неуклонно забирает себе все более весомую часть властных полномочий у районов. Напрямую это уже коснулось сферы медицины, где все медучреждения переподчинили нескольким городским ТМО. На очереди, надо так понимать, сфера образования. А там и жилищно-коммунальное хозяйство никуда не денется!
Логично предположить, что за подобными тенденциями централизации стоят еще и определенные интересы — ведь отныне вопросы проведения тендеров, распределения финансовых потоков и т.п. сосредотачиваются в руках ограниченного круга лиц — нескольких чиновников.
В этой связи попытки продолжить реформаторство в столице методом уменьшения количества районов Киева с 10 до 7 приобретают новый смысл. Аппетиты города растут. Хотя уменьшение количества столичных районов в недавнем прошлом ни к чему, кроме сложностей, проблем и недовольства киевлян, не приводили. Каждый район Киева сопоставим по масштабам со многими украинскими городами, а некоторые просто превосходит.
И вот сегодня в этих районах у работников районных администраций наблюдается настоящая апатия. Люди чувствуют себя ненужными, ищут себе новые рабочие места. К тому же, отнятые у них городом властные полномочия, функции и обязанности катастрофически уменьшают не то что желание к каким- то там новациям, но элементарный стимул к работе и степень ответственности.
А ведь апатия районных управленцев может впоследствии охватить и население районов. Жители временно махнут рукой на реформаторские нововведения, благодаря которым усложнилось решение элементарных вопросов быта: ведь это ж надо еще найти, доехать, достоять, доказать... Но это только временно. И вряд ли «убаюкивающе-успокаивающий» образ телевизионного мэра, как и единственный спасительный телефонный номер городской «скорой помощи» смогут тогда остановить возмущение киевских масс.
В контексте происходящего в столице становится вполне понятной и рискованно-оскорбительная риторика, звучащая из уст мэра и охотно «транслируемая» коммунальными печатными изданиями в качестве, надо так понимать, монопольных «глашатаев истины». В частности, по поводу того, что в Киевсовете 120 депутатов, и каждый хочет что-то украсть, а потому их должно быть меньше, чтобы крали меньше. Возможно, сам мэр и другие представители руководства Киевсовета забыли, что тоже наделены депутатскими полномочиями и являются одними из этих 120. И если уж говорить о каких-то сокращениях в пользу «рук, которые никогда не крали», то не разумнее ли в таком случае начинать их в согласии с известным тезисом, гласящим — «рыба гниет с головы»...
Поэтому Л.Черновецкому имеет смысл задуматься и остановить опытное экспериментирование в одной отдельно взятой столице. И сделать это, желательно, как можно быстрее. Потому как вопрос куда более серьезен, чем проблема переименования улиц по указанию вышевсехстоящего начальства. \
P.S. : Пользуясь случаем, хочу обратиться к своим коллегам — депутатам столичных районных советов — с просьбой приложить максимум усилий для противодействия стремлению городской власти лишить районы значительной части полномочий. Возможно, только наша единая позиция в этом вопросе, невзирая на разность политических предпочтений, позволит отстоять интересы местного самоуправления и его смысл.
Выпуск газеты №:
№219, (2007)Section
Общество