Образы счастья
В галерее «Триптих» открылась персональная выставка известного киевского художника Петра Бевзы![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071114/4197-2-1.jpg)
Петр Бевза озадачил художнические круги Киева. Вернее, сделал это его вернисаж, который называется несколько загадочно для непосвященных. «ЦКИ, или Образы медленного счастья» — древнерусское сокращение слова «доска», поскольку именно досками иконописцы называли свои произведения, которые писали на дереве, покрытом специальным грунтом — левкасом.
Естественно, не название вызвало неподдельный интерес к новому циклу работ талантливого художника, а тема и ее воплощение. Петр Бевза — живописец. Работает в области ленд-арта и фотографии. Магия природы во всех ее проявлениях — суша и море, равнина и горы — основа творчества художника. «Окружающему нас миру не нужны идеи. Они уже заложены в нем. Их необходимо лишь проявить, акцентировать», — сказал когда-то Петр. Новые работы Бевзы о другом. Их можно назвать «сакральной живописью, а можно — современным искусством, все зависит от точки отсчета»,— так написал об этом в определенном смысле экспериментальном опыте художника санкт-петербургский искусствовед Александр Лучак. Когда я получила приглашение на выставку Бевзы и увидела его картины в интернете, первое, что меня поразило — фон под иконописными ликами. Он был выписан скрупулезно и напоминал по структуре домашние коврики, которые можно увидеть в любом деревенском украинском доме. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что и на самом деле Петр Бевза писал не на холсте, а именно на дорожках, сплетенных родными бабушкиными руками. На вопрос, как пришла ему в голову столь оригинальная идея, Петр ответил: «Как и многое в жизни, все получилось спонтанно. Причем достаточно прагматично. Я много общаюсь с коллекционером и продюсером Богданом Батрухом. Однажды он показал мне проект церкви, в строительстве которой принимал участие. И я его раскритиковал на свою голову. Богдан отреагировал своеобразно, предложив сделать эскизы. Я согласился. В привычной схеме сакральной живописи оклад должен быть золотым, поскольку именно золотой фон символизирует Вечность. Я же не претендую на роль иконописца, и решил идти своим путем. Вместо холста взял за основу то, что в прямом смысле лежит под ногами. Домотканые коврики, которые вязала и моя бабушка, и бабушка моей жены, и многие другие. Вечность у нас под ногами. К ней, кроме Создателя, имеют отношения наши предки. Возможно, когда-нибудь скажут, что и мы что-то создали в этой жизни».
Вернисаж в «Триптихе» — «ЦКИ или Образы медленного счастья» — своеобразный экзамен для Петра Бевзы. Свой, по сути, революционный опыт написания икон он решил проверить на коллегах-художниках, искусствоведах, галеристах. Его работы еще никто не видел. Даже Богдан Батрух, спровоцировавший идею. Церковь в селе Липовка Макаровского района Киевской области еще не построена. Может быть, мы увидим там фрески, напишет которые киевский художник Петр Бевза. Но даже если этого не случится, в накладе не окажемся, поскольку — нравится его новый проект кому-то или нет — открыли для себя совершенно необычного Бевзу.
Татьяна Савченко, директор галереи «Триптих», замечает: «Петр Бевза регулярно удивляет культурное сообщество нашей страны. Да, пожалуй, и Европы, не побоюсь этого слова. Сегодня же он просто потряс меня абсолютно новой живописью. Не берусь давать проекту качественную оценку. Его работы — неожиданны. И не только для меня. Их хвалят, ругают, о них спорят. И это уже очень хорошо. Петр в определенном смысле — дитя природы. Он пишет ее с удовольствием, с восторгом. Нынешняя выставка — эмоциональный прыжок в противоположную сторону. Наверное, на данном этапе жизни ему это было необходимо. Может быть, скажу интимные вещи, но оригинальность проекта, на мой взгляд, не только в необходимости написать эскизы для церкви. Петр недавно потерял маму, которую очень любил. И выбор своеобразной текстуры вместо холста, возможно, также поклон сына самому родному человеку. Кстати, у вернисажа есть посвящение конкретным людям, тепло чьих рук теперь сохранится в его работах. Это — Степанида Ивановна Пархоменко, София Михайловна Иваненко, Нелли Ильинична Ванчурина. Петр Бевза — необыкновенно талантливый и ищущий человек».
Добавлю, что работы художника знают не только в Украине, но и в Грузии, Литве, Польше, Словакии, Германии, Швейцарии, Франции, Швеции, Америке. Думаю, мы еще неоднократно услышим и прочитаем о Петре Бевзе. Может быть, неоднозначные, но искренние и заинтересованные слова. Во всяком случае, могу сказать о себе. Я открыла художника несколько лет назад, когда мы еще не были знакомы. На персональной выставке, которая называлась «Теодезия». Это были реализованные в живописи воспоминания художника о путешествиях по Киммерии: юго-восточному Крыму, который известен сегодня как Большая Феодосия. В переводе с греческого — данная Богом. Эти благословенные места во все времена притягивали к себе самых великих художников. Кроме того, Феодосия — моя родина. Лучший город Земли. И мне хотелось узнать, какой ее увидел впервые непредсказуемый Петр Бевза.