Хрупкий Арлекин с душой самурая
«Жестокость может быть очень человечной и она может быть культурной, но это неприемлемо». Такие слова принадлежат одной из ведущих актрис современного кино — Джоди Фостер (настоящее имя — Алисия Кристиан Фостер). Фостер знает, что говорит, ведь свои самые известные роли она сыграла в фильмах, просто-таки перенасыщенных насилием: в легендарном «Таксисте» Мартина Скорсезе (тогда, в 1976-м, ей было лишь 13 лет!), в «Молчании ягнят» (за что награждена «Оскаром») и в «Комнате страха» (2002). Мало того, насилие иногда прорывалось и в ее реальную жизнь: Джон Хинкли, который 30 марта 1981 года чуть не убил тогдашнего президента США Рональда Рейгана, утверждал, что совершил это, чтобы произвести впечатление на актрису, чьей игрой в «Таксисте» был восхищен.
Новый фильм «Отважная» вышел на экраны в этом месяце и в число вышеназванных лент вряд ли попадет. Это профессионально сделанная, но не выдающаяся картина. Все параметры посредственны. Кроме одного. Игры Джоди Фостер.
Фостер исполняет роль радиоведущей, которая вместе со своим другом подвергается жестокому нападению в нью- йоркском Централ-парке. Эрика выживает, а ее возлюбленный погибает. Придя в сознание, героиня Фостер пытается побороть чувство потери и страха; чтобы преодолеть хотя бы страх, покупает пистолет. И почти сразу после этого начинает попадать в ситуации, в которых купленное оружие следует применять по назначению. Это происходит как бы невзначай, невольную мстительницу мучает совесть, а пресса воспевает неизвестную истребительницу злодеев.
Это все-таки настоящий актерский феномен. Фостер создает на экране образы с виду вечно юных, обманчиво хрупких женщин, которые будто притягивают к себе самое грубое насилие или провоцируют его, или участвуют в нем. Если и можно охарактеризовать такое амплуа парой слов, то лучше всего подойдет что-то наподобие «опасная жертва». Фостер замечательно умеет передавать состояние тревоги, ужаса, ненависти и другие сильные негативные чувства. Впрочем, все оттенки эмоциональной палитры ей подвластны, и она ими пользуется сполна, фактически спасая фильм.
Возможно, несколько рискованное сравнение, но относительно Фостер наиболее подходящим кажется определение «интеллектуальный Арлекин», сформулированное нашим великим театральным режиссером Лесем Курбасом: исполнитель, сознающий то, что делает, дисциплинированный и в то же время вдохновенный, способный воплотить образ любой степени сложности, одинаково убедительный и в трагических, и в комических ролях, далекий от звездной суеты. Одним словом, мечта как для постановщика, так и для зрителя. Подобные концепции в то время высказывали и другие европейские режиссеры; но и сейчас такого актера найти столь же сложно, как столетие назад. Видимо, слишком это редкостный дар — быть арлекином с душой самурая. И, быть может, одна лишь Фостер может добавлять сюда еще и нежность…