Три дня и пять лет
10 тысяч бойкив со всего мира съехались на карпатский майдан
И это уже стало традицией — раз в пять лет съехаться бойкам со всех сторон на некий карпатский майдан в село Явор, которое лежит около Турки. Приехать на бойкивский фестиваль, народные гулянья, чтобы попеть, потанцевать, поговорить о жизни своей. И просто порадоваться, что «ватра» пылает высоко, трембиты слышны за десять километров, что краски на бойкивских нарядах такие же яркие, как 100 лет назад. Однако мастерицы, слава Богу, умеют шить-вышивать и новые, подобные тем, которые дед и баба носили. Вот как красиво те костюмы на детях и бабах смотрятся! Или, может, это так красиво бойки умеют их носить? А когда такое бывает? Когда по душе те краски и та одежда, когда любишь это всем сердцем…
КТО ТАКИЕ «БОЙКИ»?
Может, кто не знает? Если на этот вопрос будут отвечать географы, то они скажут, что в огромном треугольнике замечена группа географических названий, в состав которых входит компонент Бойк-. Поселения, названия которых в свой состав включают этот компонент тянутся от Черниговщины, Слобожанщины, степной Украины через Полтавщину, Правобережье и до крайнего запада. Особенно много их на Левобережной Украине.
А о некоторых из географических названий, например, о горе Бойко вблизи села Соколиного в Крыму и хуторе Бойкив (Иванив Бойкив), точно известно, что они происходят от фамилий. Нужно признать, фамилия Бойко в Украине принадлежит к оч-чень распространенным. А уже производные от них — Бойченко, Бойчук, Бойкив, Бойкович, Бойкевич, Бойчешок, Бойчик, Бонну… и не перечислить. Поэтому легко было бы в рамках фестиваля устроить заседание Ассоциации граждан с фамилиями Бойко, интересная была бы презентация и веселая.
Сегодня бойки — это этнографическая группа украинцев, которые живут на северных и южных склонах Карпат. Свою родословную ведут от древнего восточнославянского племени белых хорватов, которых Владимир Великий присоединил к Киевскому государству. А вот происхождение названия «бойки» остается невыясненным еще и до сих пор. Наиболее научно обоснованными являются три гипотезы. Первая выводит название от частицы «бойе» (в значении «да»), которую часто употребляет в разговоре местное население. Согласно второй, оно происходит от имени «Бойко». По третьей версии этнической основой бойкив стало скотоводческое кельтское племя «бои» (носители археологической культуры кельтского гальштата), от которых происходит и название Чехии «Богемия». Антропологически (по краниологичным параметрам) и по некоторым элементам декоративно-прикладного искусства и музыки бойки действительно проявляют сходство именно с кельтскими племенами Европы (валлийцами Уэльса, шотландцами Британии, бретонцами Франции).
Т. е. ввиду всего этого было кому приезжать в Карпаты, было кому петь песни и принимать участие в разнообразных конференциях. Около 10 тысяч бойкив съехались на праздник в этом году, среди них — представители украинской диаспоры из Канады, США, Польши, Великобритании, Португалии, Испании, Италии, Беларуси, России.
НЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
А началось все с зажигания факела на самой высокой горе Львовщины Пикуй, потом был концерт, который растянулся едва ли не на весь световой день. А особенность этого концерта заключалась в том, что на сцену выходили простые селяне, потому что едва ли не каждое село имеет свой фольклорный коллектив. Т.е. и исполнение аутентичное, и песни звучали старинные, и наряд на артистах было настоящий, из старого сундука. Когда брал в руки скрипку дед с натруженными руками и из этой скрипки душу вынимал, было в этом что-то такое изначально искреннее и природное, такое, что щемило и проговаривало к нам языком предков, что не передать словом… А завершилось все гуляньями, на которых пиво и водка лились почти рекой. Но может же бойко раз за пять лет расслабиться?! Потому что, если честно, жизнь у бойкив сложная. Недаром существует старая поговорка: страшный, как бойкив мир. И это, не грех будет признать, что до некоторой степени поговорка не потеряла актуальности. И речь идет в этой поговорке о тяжелой работе как на своей земле, так и за границей…
Кто не сходил со сцены, потому что перед этим пел пританцовывая, по старинному обычаю, — рассказывал не очень радостные вещи. Восемь женщин, фольклорный коллектив «Горянка», живут в Жукотине. Все — пенсионерки или предпенсионного возраста. Работает только одна — в библиотеке. Вообще, у кого ни спрашивала, в селе работы ни у кого нет. Живут со своего хозяйства. Обрабатывают землю и выращивают скот. Если тем, кто живет около города, овощи легко продать (и это довольно прибыльно), то тем, кто живет в горах, — кому продашь свеклу и морковь? У каждого есть свое. И поэтому выращивают здесь больше для себя (заготовительные кооперативы еще не стали реальностью) и для взрослых детей, которые раз в неделю или два приедут в село, нагрузят сумки и поедут к себе. Правда, молодежи немного по селам, но ребята и девушки вырастают лишь для того, чтобы вылететь из родного гнезда и полететь туда, где деньги достаются легче…
Сестры Василиса и Леся Игнатышин вышли на сцену со своими скрипками. Василиса, кстати, бойкивская княгиня, которую общество на прошлом фестивале избрало, и пять последних лет она «княжила». Теперь выпускница музыкального училища и Дрогобычского университета в раздумье — работы нет, поэтому, вероятно, придется ехать за границу зарабатывать, как и другие поехали. А так мечтала, что сможет содержать свой коллектив «Бескид», который основал еще отец, талантливый скрипач-самоучка. Он и девушек научил на скрипке играть. Научил петь, научил старинным колядкам. Только счастливой доли не дал. А может, еще взойдет и на их дороге солнце? Не без рук же — большое хозяйство содержат, работают с утра до вечера. А как стемнеет, колядки поют:
Як я тую коломийку зачую-зачую,
Через тую коломийку вдома не ночую.
А я гаю не рубаю через ті осики,
А я дома не ночую через ті музики...
А Мария Каменская начала петь еще до концерта. Вышла на гору, грудь расправила, и понес ее тоску и радость ветер далеко в горы… Мария родилась в селе Бориня, девичья фамилия Мрочко, а ныне приехала из Америки, там она живет и работает. И, кстати, создала женский квартет «Голубка», в котором поют украинки, живущие теперь в Америке. Поет бывший экономист Галина Ступинь, бывший юрист Надежда Петрик. Они с ней и приехали.
— У нас в Филадельфии есть очень хорошая украинская община, украинская субботняя школа, в которой учится более 300 учеников. Я там читаю украинскую культуру. Проводим бойкивские вечерницы и гаивки, на пасху устраиваем, собираясь у церкви, театрализованное гулянье. (За время пребывания в Америке я закончила педагогические курсы в украинском свободном университете в Мюнхене.) Надо признать, активно действует наш Союз украинок Америки, и создаются новые его отделы. Потому что действительно много людей эмигрировало, много… Даже организовали за океаном общество «Бойківщина», которое поддерживает выход летописи «Бойківщини».
ЗАЧЕМ ОНИ СОБИРАЮТСЯ
…Если коснуться истории создания бойкивских фестивалей, то сразу же за провозглашением независимости Украины по инициативе Петра Косачевича в 1992 г. Турка стала центром и организатором проведения I Всемирных бойкивских фестивалей. А потом были второй и третий фестивали.
— Отличие четвертого фестиваля от предыдущих небольшое, — признает Петр Касачевич, — потому что мы стараемся все время расти, например, на несколько позиций увеличили конкурсную программу. Ввели бойкивский величальный, детский фольклор и еще ряд мероприятий. Провели расширенную научную конференцию, союз украинок организовал свою — «Роль женщин в национальном творчества, исторический и культурный опыт Бойкивщины».
Ведь фестивали — это не чисто фестивальная деятельность, они несут в себе широкий спектр нашей бойкивской активности, которая охватывает общественную жизнь. Там и документалистика, и выставочная работа.
Хотел бы сказать, что у нас есть отделения общества не только в пяти областях Украины, а еще в Америке, Канаде, Великобритании, Германии, Польше, Беларуси, России, Словении, Словакии. Одним словом, нашего цвета по всему свету. В силу различных обстоятельств, субъективных и объективных, разъехались бойки по всему миру, но надо стараться, чтобы хотя бы раз в пять лет они приехали пообщаться, попеть-потанцевать, поделиться своими проблемами, выразить свои думы. А это все объединяет людей и помогает нам в определенной мере сохранять наш корень там за границей.
Потребность зарабатывать деньги на жизнь гонит людей за границу, и сейчас есть уже свое общество в Португалии, в Италии — там, где наши люди работают. Не хотим, чтобы они в большом мире потерялись. А чтобы сохранялась общность с нами и ощущали наше плечо.
Решили, что раз в пять лет будем проводить мировой конгресс бойкив, первый мировой конгресс в 2005 году организовали и теперь ждем 2010 год. На втором мировом конгрессе уже примем решение о создании мировой организации бойкив, я уже и устав готовлю. А в 2012 году пятый фестиваль приходится как раз на год футбольного чемпионата Европы! А проблемы? — Преимущественно денежные. Если бы у нас было большее финансирование, то и фестивали были бы лучшими. Два года как начали готовиться к фестивалю и представили проекты наши по поводу поддержки в Кабинет Министров. К сожалению, Кабмин не откликнулся; немножко откликнулось, пообещало средства, но и те не дало Министерство культуры. Зато выделила нам средства районная администрация и районный совет (55 тысяч), областной совет и областная администрация (257 тысяч). Очень сложно было уложиться в эти суммы, тем более, что замысел был серьезным. Но, к счастью, все же праздник нам удался.
«ГОСУДАРСТВА ПАДАЮТ, КОГДА ЗАБЫВАЮТ СВОЮ ЭТНИЧНОСТЬ»
В IV Всемирном бойкивском фестивале принимал участие и Президент Украины Виктор Ющенко вместе с женой пани Екатериной. От имени всего государства Президент Украины поздравил участников фестиваля. Он напомнил, что Бойкивщина является землей славных традиций и выдающихся людей, в частности, Петра Конашевича-Сагайдачного, Ивана Франко, Олексы Довбуша. На Бойкивщине проходила активная борьба Украинской Повстанческой армии.
«Я приехал сюда по зову своего сердца, — сказал Виктор Ющенко, — и хотел этим подчеркнуть, что это дело, бойкивские фестивали, это очень важное дело для нашего сегодняшнего дня. Речь идет не только о нашей культуре. Если кто-то и хочет увидеть в бойкивских фестивалях только это, то этого мало. Речь идет не только о нашей традиции, хотя и это очень важно, речь идет о нашем этническом средоточии. Сохранить страну, сохранить национальное присутствие в сегодняшнем сложном мире — это максимально сохранить нашу историю. Ведь в ХХI веке государства падают не от того, как правило, что допускаются военные агрессии, что чьи-то армии наступают. Государства падают от того, что забывают свой язык, потом забывают свою культуру, обычаи, потом забывают свою этничность, так теряется государство, так теряется его территориальная целостность. И когда мы говорим о нашей истории, о славных событиях, которые были на этой земле 600 или 150—300 лет назад, мы, безусловно, говорим о сегодняшней Украине. Когда мы сегодня отдаем должное национальному костюму, мы говорим о нашей национальной идентичности. Когда мы говорим о бойкивской писанке, мы говорим: это сегодняшняя Украина, это то, что нас выгодно отличает в этом сложном, урбанизированном мире».
Выпуск газеты №:
№126, (2007)Section
Тайм-аут