Полет, прервавшийся на высоте
Сегодня грустная дата — год назад умер выдающийся украинский оперный певец Николай Шопша![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070613/495-1-2.jpg)
В августе мы бы поздравляли Николая Сергеевича с 60-летием. Наверное, это было бы знаковое чествование одного из самых выдающихся украинских басов, любимца публики, художника, творчество которого существенно обогатило наше духовное пространство, в конечном итоге, человека безгранично красивой природы. В Николае Шопше соединялись трепетная душа художника и широкая натура украинского «козарлюги», который собственной силой мог преодолеть любые трудности, испытания, уверенно идти к намеченной цели. А целью этой всегда и постоянно было оперное искусство, вершин которого он достиг... Но уже год Николая Шопши нет среди нас. Острая боль этой потери трепещет в каждом, кто с ним работал, кто испытал истинное наслаждение слушать его прекрасный голос на сцене Национальной оперы Украины. Не хочется верить и не хочется смириться с тем, что его дорога так неожиданно ушла за горизонт времени.
Очень тяжело писать о Николае Шопше в прошедшем времени, потому что не было более оптимистичного, преисполненного замыслов, веры в будущее певца в нашем театре. Буквально за два дня до смерти он захотел переговорить с композитором Виталием Кирейко о транспортации одной из партий в его новой опере «Боярыня» в басовую, чтобы участвовать в постановке произведения, которое представилось ему очень интересным. Николай всегда был неравнодушен к национальному репертуару, и за годы работы в театре не было ни одной премьеры украинских композиторов, в которой бы он не участвовал.
Николай Шопша принадлежал к плеяде лучших современных басов мира. Его голос захватывал силой и мощью, совершенным вокальным мастерством, исключительно красивой тембровой палитрой, а сценическое мастерство находилось на уровне лучших драматических актеров. Каждый спектакль с его участием приносил зрителям не только настоящее творческое наслаждение, но и духовно обогащал, приобщал к незаурядным сокровищам музыкальной культуры. За почти тридцать лет творческой деятельности он создал свыше тридцати партий в классическом и современном оперном репертуаре, большей частью монументальные, психологически насыщенные образы в операх М. Лысенко, С. Гулака-Артемовского, Б. Лятошинского, М. Мусоргского, П. Чайковского, Ш. Гуно, А. Римского-Корсакова, Д. Шестаковича. В их операх вокальный талант и мастерство М. Шопши раскрылись особенно мощно и самобытно, а потому принесли артисту мировое признание, о чем свидетельствовали гастроли певца в Германии, Франции, Испании, Швейцарии, США, Голландии, Швеции, Дании и других странах. Он был одним из тех, кто в начале 90-х годов ХХ в. раскрывал перед удивленной Европой практически неведомую для них великую вокальную культуру украинского народа, представлял театр, который начал активно интегрироваться в мировое музыкальное искусство и сейчас занимает там достаточно заметное место.
На профессиональную оперную сцену Николай Шопша пришел после окончания Киевской консерватории (класс Н. Кондратюка) и имея опыт работы в армейском ансамбле песни и пляски и Украинском заслуженном академическом хоре им. Г. Веревки. Встреча в начале оперной карьеры с выдающимся маэстро Стефаном Турчаком — главным дирижером и художественным руководителем Киевской оперы — определила дальнейшую судьбу Николая. Великому маэстро были созвучны энтузиазм и творческая энергия молодого певца, его желание активно пополнять свой репертуар. По традиции, издавна существовавшей в Киевской опере, Николай Шопша преодолевал ступеньку за ступенькой, чтобы прийти к вершинным басовым партиям классического репертуара. В его репертуаре было немало партий второго ряда (Кирдяга, Феррандо, Скуратов), но каждая из них становилась еще одним шагом к значительным вокально-сценическим образам — сначала дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, потом — Владимира Галицкого в «Князе Игоре» А. Бородина, Досифея и Пимена в «Хованщине» и «Борисе Годунове» М. Мусоргского. На все эти партии певца благословил Стефан Турчак, оттачивая приобретенный опыт и мастерство для дебюта в заглавной партии «Тараса Бульбы», которая стала не только одной из лучших в репертуаре Николая Шопши, но и одной из самых интересных интерпретаций образа казацкого полковника почти за 80-летнюю историю лысенковской оперы на киевской сцене. Большой успех ждал молодого певца и в одной из наиболее сложных опер ХХ века — «Екатерине Измайловой» Шестаковича, где молодой певец с предельным вокальным совершенством создал многоплановый как в вокальном, так и в артистическом плане образ жестокого и похотливого Бориса Тимофеевича. Именно эта партия в определенной степени приблизила певца к образу Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Стало очевидным, что художнику по силам одна из сложнейших партий мирового репертуара, требующая не только значительного диапазона, силы и мощи голоса, но и глубокого проникновения во внутренний мир образа, ощущения его психологии и мотивации поступков, философского понимания замысла композитора, который показал своего героя беспощадным судьей над собой. Николай Шопша покорил эту невероятно тяжелую оперную вершину, сдав едва ли не самый сложный экзамен на творческую зрелость. Он создал монументальный образ человека, который, добыв трон, добыл и вечную муку угрызениями совести.
С каждой новой партией, созданной на киевской сцене, Николай Шопша становился все более яркой и более заметной творческой индивидуальностью на украинском, а впоследствии — и мировом вокальном небосклоне. В 1978 году он побеждает на Всеукраинском смотре «Молодые голоса», а в 1979 г. — на Конкурсе им. Мыколы Лысенко, в 1980 г. — на Международном конкурсе вокалистов в Барселоне, осуществляет свою первую большую гастрольную поездку по скандинавским странам.
В 1995 г. за исполнение партий классического отечественного репертуара Николай Шопша был удостоен Шевченковской премии, и это стало еще одним признанием его большого таланта, мастерства, в конечном итоге, — патриотизма, поскольку именно он шаг за шагом поднимал украинское оперное искусство до вершинного его уровня.
С первых шагов на сцене художник делил свой неординарный талант между оперной сценой и камерным исполнительством, даря любителям вокального искусства свои прекрасные интерпретации украинских народных песен и арии из малоизвестных классических опер, романсы и произведения Рахманинова, Лысенко, Массне, Мусоргского, Косенко, Лятошинского, Данькевича, Шамо. Современные украинские композиторы — Билаш, Станкович, Зубицкий, Костин, Дичко, Скорик и другие охотно писали именно для Шопши, учитывая красоту, силу и диапазон его голоса. Николай Сергеевич пел с лучшими оркестрами, давал концерты с такими прославленными коллективами, как Национальный симфонический оркестр Украины, хор им. Г. Веревки, Национальный оркестр народных инструментов, капелла «Думка»… Как-то после очередного камерного концерта Николая Шопши в Нью-Йорке один из известных американских музыкальных критиков Дуг Ласл написал в газете «Рекорд»: «Реакция слушателей — полный восторг, превосходящий все ожидания. Бог свидетель, насколько всем нам нужны такие таланты! Шопша обладает глубоким басом, его голос чрезвычайно могуч, в то же время певец пользуется тончайшими обертонами, что ставит его в ряд самых выдающихся басов мира. Его дарование и чувство аудитории разрушило языковой барьер и незнание аудиторией национальной тематики. Он мастерски владеет не только голосом, но и выражением лица, каждым движением, и все, кто видел и слушал его, понимали все без перевода…». Еще красноречивее оценил талант украинского баса музыкальный обозреватель Билл Райтс из «Нью-Йорк Таймс»: «Голос Николая Шопши исключительно красив. Страстность, чрезвычайный драматизм исполнения заставили зрителей затаить дыхание. Высокого роста, крепкий, певец захватывает слушателя особой силой своего голоса, которым он владеет так же мастерски, как скрипач владеет инструментом гения Страдивари…».
Камерный репертуар Николая Шопши был богат и разнообразен. Он насчитывал свыше 500 произведений и охватывал практически все стили и эпохи мировой музыкальной культуры — от ораториальных партий Генделя до романсов ХХ в. С подлинным триумфом певец исполнял басовые партии в легендарных произведениях: Реквиемах Моцарта и Верди, Девятой симфонии Бетховена, поэме «Казнь Степана Разина» Шестаковича, оратории «Бабий Яр» Станковича. Но с особым пиететом пел художник украинские народные песни, с которых начался его нелегкий, не всегда устеленный розами путь в большое искусство, где он обрел славу и признание, с которого так рано ушел в иной мир, чтобы навсегда остаться в украинском вокальном искусстве и в душах всех, кто приобщался к его великому и незаурядному певческому таланту.
Выпуск газеты №:
№95, (2007)Section
Культура