Перейти к основному содержанию

«Театр» глазами Елены Богатыревой

18 мая, 20:11
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Выставка художника театрального — всегда зрелище объемное, потому что в этом случае любое изображение воспринимается не просто живописью или графикой, это целый мир отдельного спектакля, образная иллюстрация сценического произведения искусства.

Выставка художницы Елены Богатыревой, экспонирующаяся в Доме актера (Ярославов Вал, 7), называется просто — «Театр». И в этом понятии — вся стихия творчества художницы, которая по признанию профессионалов уже давно создала собственную художественную вселенную под названием «Театр Елены Богатыревой». Самобытную и яркую.

Театральные костюмы Елены Богатыревой не спутаешь с работами других художников. Этот фирменный, индивидуальный стиль художница вырабатывала со времен художественной школы, продолжала в Киевском художественном институте, куда поступила на курс знаменитого Данила Лидера. И хотя удалось поучиться у него недолго, Данил Данилович вел у Елены только 1-й курс, он считал ее своей ученицей. А Богатырева всегда стремилась талантливо подтверждать это гордое звание своими многочисленными работами.

Творческая натура Елены проявилась в формировании выставки, ее театрализации. Она разместила эскизы костюмов и декораций в определенной последовательности и сформировала таким образом своеобразную репертуарную афишу «Театра Елены Богатыревой». На этой афише — удивительные ощущения художницы от взгляда на драматургию, причудливые персонажи спектаклей, настолько яркие, что, по некоторым рецензиям, они «забивают» режиссерские решения и актерское исполнение. Елена согласна с этим, потому что считает — костюм на сцене — вещь настолько мощная, что он может определять или даже менять ход спектакля. И она всегда стремится, чтобы изменился этот ход в более талантливую, фантазийно-богатую сторону. Но чтобы добиться возможности определения при помощи костюма общей концепции спектакля, нужно к созданию каждого образа подходить со всеобъемлющей суммой знаний, которая в соприкосновении с единством художественной интуиции и фантазии творца даст верный результат.

Елена Богатырева работает в различных театрах Украины. В ее костюмах выходят на сцену актеры Киевского Молодого театра в спектаклях «Рехувилийзор», «В моем завершении…» и «Як залізний вовк зиму врятував»; актеры Донецкого драмтеатра в спектаклях «Милый друг» и «12 ночь», Национального театра им. И.Франко в спектакле «Отелло»; Киевского ТЮЗа в спектакле «Ніч на полонині»; Театра «Золотые ворота» — в спектакле «Эвридика»; Черниговского театра — в спектаклях «Мертвые души» и «Каменный властелин». В практике художницы случались обращения к одному и тому же произведению. Так, «Сон в летнюю ночь» Богатырева оформляла в шести (!) постановках, и каждый раз это были совершенно другие персонажи, с приданием им иных черт и нахождением иных особенностей характера. Некоторые спектакли уже не идут на сценах и остаются жить только в эскизах. С особенными чувствами Елена относится к своим работам в спектакле «Войцек» (Молодой театр), «Маркиза де Сад» (Театр «Сузiр’я»), «Кассандра» (Экспериментальный театр), «Хто зрадить Брута» (Театр им. И. Франко).

Способность создать образное решение спектакля и найти яркий визуальный ход подтолкнуло Е. Богатыреву к режиссуре. Она осуществила постановки спектаклей «Маркиза де Сад», «Кассандра», «Каменный властелин» в Севастопольском театре им. Б. Лавренева. Эти спектакли были настоящим пиршеством красок и линий костюмов, взрывами фантазии, они отличались тончайшим переплетением визуального и внутреннего философского видения драматургии, глубиной взгляда и неординарностью сценической интерпретации. Художница умеет находить особенные черты персонажа, то тепло, то иронично, с осуждением или любовью придумывает она образ таким, чтобы он существовал на сцене наиболее убедительно.

Любимые цвета Богатыревой — красный, золотой, белый, они варьируются в вихре ее воображения грациозно и причудливо. Любит она и множественные аксессуары, которые, украсив собой костюмы, вдруг начинают жить какой-то своей, особенной жизнью. Каждый из костюмов Елены самодостаточен, он свободно может существовать и сам по себе. Художница, обладая неимоверной фантазией, умеет воплотить такую образность в театральном костюме, что он становится красноречивым, глубоким, философским произведением искусства. Кроме этого, и в своем собственном пространстве каждый костюм — не однозначен. Многоплановость звучания его отдельных частей, составляющая стройное целое, напоминает звучание оркестра, состоящего из разных инструментов. Как талантливый дирижер, Елена Богатырева заставляет «звучать» свой костюм нужной мелодией, именно для этого спектакля.

Окинув взглядом выставку Богатыревой и попав в магическое поле ее воображения, начинаешь слышать это «звучание» в переливах пышных кринолинов, в облегающих трико, летящих странными траекториями, метрах ткани, вышитых стилизациях, вневременных одеждах, в строгих, определенной эпохи, костюмах, в неимоверных вкраплениях вещей и предметов в материю. Каждый костюм ведет свою мелодию самобытно, захватывающе. Все эти звуки сливались в единый хорал, прославляющий силу творчества, дающего такое воплощение вдохновению художника.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать