Премия породила премию
Лауреат Шевченковской премии-2006 Григорий Гусейнов основал меценатскую премию «Глодоський скарб» и наградил ею фантастического музыканта Тараса Компаниченко, которого в свое время широкой публике открыл «День».![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070426/473-1-1.jpg)
Художественные премии, инициируемые конкретным лицом, которое не имеет ни заоблачных состояний, ни бизнес-структур, — не очень распространенное в Украине явление. А если еще и учесть, что это писатель, далекий от всяких пиар-стратегий, то премию «Глодоський скарб», основанную Григорием Гусейновым, можно считать уникальной. Николай Жулинский, например, назвал ее «первой благотворительной премией в Украине». А нам особенно приятно, что газета «День» также причастна к этому событию. По признанию Григория Гусейнова о будущем лауреате премии — талантливом и идейном музыканте Тарасе Компаниченко (который несколько лет назад был известен только в узких кругах интеллигенции) — писатель узнал именно со страниц нашей газеты. В декабре 2004 года Тарас был гостем «Дня», кроме этого, он выступил как оформитель книги «Українці- поляки: брати/вороги, сусіди», и, по словам главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной, проявил себя как прекрасный знаток старинной гравюры. Поздравить основателя и лауреата «Глодоського скарбу» в Национальном музее литературы позавчера собралась художественная элита страны.
Григорий Гусейнов известен в кругах украинской интеллигенции как редактор литературного журнала «Кур’єр Кривбасу», а также обладатель Шевченковской премии 2006 года, которая ему была присуждена за художественно-документальный очерк в девяти книгах «Господні зерна». На часть от этой награды (15 тысяч гривен) лауреат престижного государственного знака отличия учредил собственную премию — «Глодоський скарб». По словам самого Григория Гусейнова, его добровольная инициатива связана с окончанием работы над его фундаментальным трудом — «Господніми зернами». Эта работа продолжалась в течение 25 лет. «Это как выдать дочь замуж. Такая пустота в жизни появляется», — признается основатель «Глодоського скарбу». Несмотря на свой писательский труд, главный редактор знаменитого «Кур’єра Кривбасу» решил отмечать не только своих непосредственных коллег, но и представителей всей украинской художественной братии. Чтобы максимальное количество тех, кто этого заслуживает, было отмечено. «Художник может в течение 10 или 15 лет работать в мастерской, и его никто не увидит и не оценит. А эта премия в первую очередь дает возможность художникам быть замеченными». Решая, кто же станет первым лауреатом «Глодоського скарбу», Григорий Гусейнов долго не колебался. Только несколько ра з услышав молодого кобзаря Тараса Компаниченко, во главе специально созданного жюри, он решил отдать премию именно Тарасу. Музыкант (между прочим, ученик известного украинского искусствоведа и педагога Платона Билецкого), а также основанная им группа «Хореа Казацька», хорошо известная завсегдатаям украинских этнических фестивалей, а также ценителям старинных дум, запорожских, богомольных, казацких песен ХIII—XVII веков. В репертуар Тараса входят также песни на слова поэтов ХVI—XVIII веков — Дмитрия Наливайко, Ивана Величковского, Григория Сковороды. Он является также участником рок-фольковой группы «Карпатiянs», играет на кобзе, бан дуре, лире, волынке. Кроме этого, по всей Украине он собирает и озвучивает еще неизвестные или забытые старинные музыкальные произведения. Свидетели выступлений Тараса Компаниченко согласятся с Григорием Гусейновым, который во время вручения награды сказал о магнетичности музыканта, который как никто из современных фольковых и эстрадных исполнителей буквально завораживает огромные аудитории при помощи всего-навсего своего голоса и кобзы.
Надо сказать, что эта премия является событием не только в художественной жизни государства. Ведь благодаря таким личностям, как Тарас Компаниченко, мы можем говорить о том, что в Украине все же есть элита. Она молода и полна сил. Все, что ей надо, чтобы полностью расправить крылья, — это во всяком случае минимальная поддержка и признание со стороны неравнодушных. Об этом речь шла, в частности, в поздравлении главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной, которая, между прочим, отметила: «Украина сейчас нуждается в высоких аристократических образцах человеческого поведения. Украинцы наконец видят, слышат и могут организовать. Это совсем не рядовые вещи. Сегодня мы на самом деле убедились, что нет смысла спорить о том, есть ли в Украине элита. Она, безусловно, есть, ей просто нужны центры кристаллизации. Ведь в обществе всегда есть люди, которые создают украинские «острова». Я убеждена, что когда-то эти острова сольются в материк. У нас есть элита, мы просто должны уметь ее видеть. Именно поэтому сегодняшнее событие — праздник для многих думающих людей».
Григория Гусейнова уже на самом мероприятии Иван Драч и Михаил Слабошпицкий успели окрестить «Пен Гусейнов» по аналогии основателя известной американской литературной премии Пена Фолкнера. Этот американец основал собственную премию в 1981 году на проценты, которые он получил, положив в банк полученную им Нобелевскую премию. «Я Григория Гусейнова спросил, знал ли он о Пене Фолкнере, он ответил, что нет. Так вот у нас теперь есть Пен Гусейнов, — делает вывод писатель, исполнительный директор Лиги Украинских Меценатов Михаил Слабошпицкий, — это действительно прекрасно, и в мире так делают. У французов, например, 2,5 тысячи литературных премий. Это очень необходимо. Например, лауреат Гонкуровской премии 96-го года за предыдущий год продала меньше чем тысячу экземпляров своей книги. А после присуждения ей премии, которая составляет всего 10 евро, за следующий год было продано 1,5 миллиона тиража этой же книги. Вот это и есть влияние премий». Кстати, о таланте Тараса Компаниченко и Михаил Слабошпицкий узнал со страниц «Дня».
Очень интересная история названия премии «Глодоський скарб». Она принадлежит самому Григорию Гусейнову. Перебирая различные варианты типа «Степная премия», «Степний скарб» (потому что степи Кировоградщины — это родина писателя), Григорий Гусейнов все же решил остановиться на самом красноречивом названии. Тем временем Глодоское сокровище действительно существует. Об этом на церемонии вручения премии рассказала Лариса Масенко, профессор Киево-Могилянской академии. Оно было найдено в июне 1961 года школьником Владимиром Чухрием на берегу пруда в селе Глодосы Кировоградской области. Позже исследователи обнаружили, что это погребение очень значительного лица VII века. Тело было сожжено, что свидетельствует о древности погребения. Сокровище содержит 2,5 килограмма только золотых вещей — около 700 предметов и еще больше серебра. По словам ученых, найденные украшения выполнены очень мастерски, что свидетельствует о высоком развитии украинского этноса, который как раз в то время уже формировался. Теперь сокровище хранится в Киево-Печерской лавре. Очевидно, поиски и оценку почти никому неизвестных в Украине художественных «сокровищ» и поставил себе в качестве задачи Григорий Гусейнов. Остается надеяться, что его инициатива не пройдет незамеченной и станет прецедентом. «Я думаю, это очень хороший пример для наследования. Он не может не иметь продолжения. Я верю в то, что люди, не опошленные духом, есть и будут в Украине, — выражает надежду лауреат «Глодоського скарбу» Тарас Компаниченко, — в Украине должно быть много способов, благодаря которым человек, занимающийся искусством, мог бы сказать: меня услышали, меня увидели, меня заметили. И таких премий, можно сказать, моральных сатисфакций, должно быть больше. Я эту премию не искал. А просто честно занимался своим делом».
Похоже, что «Глодоський скарб» следом за Шевченковской премией уже имеет шансы на «воссоздание». Сам Тарас Компаниченко утверждает, что поставил цель учредить на основе этой собственную награду: «Я хотел бы основать собственную премию «Рыцари нашей земли». Этот знак отличия должен отмечать людей, которые стали в защиту украинской культуры и на страже человечности».
Вчера основателя и лауреата «Глодоського скарбу» поздравляли на Кировоградщине, куда они вместе с Николаем Жулинским и Михаилом Слабошпицким отправились, чтобы почтить память рожденного там поэта Евгения Маланюка.
КОММЕНТАРИИ
Владимир БАЗИЛЕВИЧ , поэт:
— Я думаю, что после вручения премии Гусейнова многие задумаются. Есть у нас люди мыслящие, и те, кто болеет за украинскую культуру. Дело в недостаточности информации и общем хаосе в стране, что не дает им проявить то лучшее, что у них есть. Эта премия аналогов не имеет, она удивительна. Я надеюсь, что она перерастет в художественно-литературную. Было бы хорошо, чтобы награждались молодые литераторы.
Николай ЖУЛИНСКИЙ , литературовед, критик:
— Это событие является знаковым, потому что в нем мы видим очень значимую тенденцию, которая должна, по моему мнению, вызывать соответствующую реакцию со стороны государства. Прежде всего, в изменении законодательства в отношении благотворительности, где нужно было бы наконец иметь такую норму необложения налогом благотворительных средств, которая есть в мире. Это должно быть 10—12%, которые не облагаются налогом в случае, если эти средства идут на благотворительные цели. Мы видим, что государство не может и не сможет поддержать все подобные инициативы в искусстве, литературе, культуре. Поэтому очень важно, чтобы пример Григория Гусейнова получил широкую огласку. Премия породила премию, происходит процесс своеобразного прорастания инициативы. Я думаю, что со временем появится много других людей, которые будут вести себя так же благородно. Григорий Гусейнов делает все не ради публики, а ради дела. Очень удачно он избрал лауреата — Тараса Компаниченко. Его манера исполнения неповторима и уникальна.
Выпуск газеты №:
№73, (2007)Section
Панорама «Дня»