Кадровый блицкриг
Вчера Виктор Янукович заявил об образовании в парламенте объединения нового качества — коалиции национального единстваИ действительно вчера в Верховной Раде, можно сказать, произошла небольшая кадровая революция. Депутаты на утреннем заседании в срочном порядке рассмотрели «кадровые вопросы», хотя в повестке дня их не было. Все это проходило в присутствии премьер-министра Украины Виктора Януковича.
Итак, Министром иностранных дел Украины стал Арсений Яценюк, министром экономики — Анатолий Кинах, министром регионального развития и строительства — Владимир Яцуба.
ВЕЧНЫЙ КИНАХ
Еще совсем недавно прогнозы регионала Михаила Чечетова о том, что около 30 депутатов БЮТ и «Нашей Украины» пополнят ряды большинства уже к 1 мая, казались пустой демагогией. Теперь это предположение кажется не таким уж и фантастическим.
Анатолий Кириллович Кинах всегда был на стороне сильного. Когда в 2004 году стало понятно, что кучмовский режим вот-вот рухнет, он быстро переметнулся на сторону Ющенко. Там же оказались многие политики из прокучмовского лагеря. Сегодня сильнее выглядит Янукович...
Вчера Анатолия Кинаха, как говорят в народе, назначили по-быстрому. На вопросы решили время не тратить. И так все понятно. Быстро освободили Владимира Макуху от занимаемой должности и проголосовали за кандидатуру Кинаха. «За» — 255 голосов, среди них 5 бютовцев и 8 народных депутатов из фракции «Наша Украина» ( так называемая группа Кинаха).
О причинах своего решения Кинах сказал в присущей ему манере: мол, печется о «национальных интересах страны». И все шаги, которые он делает и будет делать в будущем, будут «усиливать позицию Президента».
Сам Президент, видимо, в этом не уверен. Вчера Ющенко вывел Кинаха из состава СНБО, а также разразился гневным спичем: «То, что состоялось сегодня — назначения министра экономики — это позор, позор морального типа».
Кстати, на одном из интернет-форумов вчера появилась интересная мысль: «Если от тебя уходит пятая жена, может что-то не в порядке с тобой». Виктору Ющенко надо бы над этим поразмыслить.
«ПОЛНАЯ ЭКОНОМИЗАЦИЯ»
Но все же главной сенсацией вчерашнего дня стал Арсений Яценюк. Только во вторник вечером прозвучало его имя и уже на следующее утром он — министр иностранных дел.
Экономист Яценюк ни одного дня не работал в сфере внешней политики, но коалицию это не смутило. Его кандидатуру поддержало рекордное количество депутатов — 426 (за опытного дипломата Огрызко проголосовало 195). Одним словом — договорились.
Сам кандидат во время своего выступления сказал три ключевые фразы, которые пришлись по душе «антикризовикам». Говоря об европейской интеграции Украины, Арсений Яценюк отметил, что «Украина не должна просить — Украина должна быть приглашенной». Что же касается отношений с Россией, он особенно подчеркнул, что РФ — чрезвычайно важный партнер для Украины, и «это слишком большая страна для того, чтобы вести с нею непрогнозированную политику». Также Яценюк выступает за «полную экономизацию внешней политики». И... ни слова о НАТО.
«Все познается в сравнении, — объяснил регионал Михаил Зубанов. — Если сравнивать Яценюка с Огрызко и Тарасюком — это совершенно разные люди. Это человек толерантный. Он будет хорошо восприниматься и на Западе, и на Востоке».
Социалист Иван Бокий также не видит ничего странного в том, что молодой экономист стал министром иностранных дел. «Я хочу напомнить, что во время войны чрезвычайным и полномочным послом Советского Союза в США был назначен такой себе рядовой экономист Андрей Адреевич Громыко. И этот экономист стал советским дипломатом номер один», — сказал Бокий.
У бютовцев другая позиция. В эксклюзивном комментарии «Дню» Александр Турчинов сказал, что со стороны Президента это была демонстрация слабости, а не силы, ведь еще два дня назад Виктор Ющенко говорил, что не будет другой кандидатуры, кроме Огрызко. «У меня нет сомнений, что Яценюк справится со своей должностью, но это выглядит как уступка. А к сожалению, наши политические оппоненты, когда чувствуют слабость, становятся еще более наглыми».
Мы спросили у экспертов «Дня»: сможет ли «потянуть воз» новый министр иностранных дел?
Сергей МИХЕЕВ , заместитель генерального директора Фонда ЦПТ фонда «Центр политических технологий», Москва:
— Посмотрим, что новый министр будет делать. Пока само по себе имя Яценюка ничего не говорит. Что-то о нем известно, но что это знаковая фигура, на которую кто-то возлагает какие-то надежды, пока говорить не приходится. Посмотрим, какие будет сделаны первые заявления, как он себя поведет, каким будет его тон риторики в отношениях с Россией. Возможно, что- то измениться. Радикальных изменений ждать от назначения, по-видимому, не стоит. Он, может быть и может стимулировать те или иные процессы — позитивные или нейтральные. Но говорить о том, что смена одной фигуры, может радикально поменять отношения между Россией и Украиной, я думаю, вряд ли.
Сможет ли «потянуть» воз новый министр? Чем обусловлено такое быстрое утверждение кандидатуры Яценюка на пост министра иностранных дел? Как это назначение может повлиять на отношения Украины и России?
Анатолий ЗЛЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины.
— Время покажет. Но я полагаю, что это назначение отражает тенденции, которые формируются в нашем государстве относительно такой чувствительной сферы, как внешняя политика Украины. С одной стороны, это назначение было неожиданным. Но с другой стороны, здесь вероятно присутствует какая-то логика. Можно допустить, что Президент, возможно, вынашивает свою идею относительно усиления экономизации внешних отношений. И как раз такое лицо, как Арсений Яценюк, располагает необходимым опытом, профессиональными и экономическими навыками. Этот молодой и довольно-таки активный человек может оправдать именно эти надежды нашего Президента. Поэтому я думаю, что в вопросах экономизации внешних отношений проблем не будет. Я не вижу проблем в вопросах усиления торгово-экономического сотрудничества Украины с другими государствами, привлечении иностранных инвестиций в наше государство. А что касается внешнеполитической составляющей, то, я думаю, что это может в процессе прийти. Я считаю, что это не составит больших трудностей для такого молодого человека, который многое «впитывает» в себя, и является таким активным, и к тому же, владеющим иностранным языком. Хочу отметить, что внешнеполитическое ведомство досталось ему не в лучшем состоянии. И вообще внешняя политика находится на перекрестке разновекторных интересов. И поэтому нужно иметь соответствующий опыт, дарование и тому подобное. Но я исхожу из того, что этот человек молод, сообразителен, работает на аппарат и я полагаю, что он сориентируется довольно быстро. Тем более, что он также «вырос» на том внешнеполитическом курсе, который определен сегодня, который претворяется в жизнь. Могут быть какие-то тактические изменения. Но в целом внешнеполитическое направление и внешнеполитический курс остаются неизменными. Если он будет этого придерживаться, плюс усиление экономической составляющей министерства иностранных дел и в общем внешних отношений нашего государства, то я думаю, у него хорошие перспективы.
Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований ПЕНТА:
— Я думаю, что у парламента и Президента были схожие мотивации. Во- первых, обе стороны не желали, чтобы конфликт дошел до абсурда. Потому что было понятно, что дальнейшее выдвижение Огрызко могло привести к провалу этой кандидатуры и усилению и так уже откровенной политической войны, если принимать во внимание обыск у Луценко. Возможно, такое достаточно нестандартное изменение кандидатуры в определенной степени сняло напряжение и заставило коалицию пойти на встречу Президенту. Хотя это не единственный мотив, почему они поддержали кандидатуру Яценюка. Я думаю, что Президент в первую очередь и в значительной степени правительство, а также многие представители коалиции — все они учитывали негативные последствия отсутствия легитимного министра иностранных дел для национальных интересов Украины и для ее внешней политики. Это также было достаточно немаловажным фактором, влияющим на результаты голосования. Тем более, что кандидатура Яценюка выглядела достаточно компромиссной. К слову, компромиссность этой кандидатуры и ее шансы на утверждение были связаны не только с политическим контекстом, а еще и с тем, что Яценюк многими политиками и экспертами расценивается как фигура, абсолютно приемлемая для большинства влиятельных бизнесовых групп Украины. Как министр экономики, как человек, поработавший на различных должностях, он имеет хорошие отношения и красивую репутацию. Причем не только в обществе, но и в деловых кругах. Его считают неконфликтным и профессиональным человеком. Я думаю, что большой бизнес, который также не заинтересован в продолжении и усилении политической войны, также поддержал эту кандидатуру. Это не прямо, а опосредствованно также могло повлиять на положительные результаты голосования. Необходимо отметить, что критика Яценюка Тарасюком также сыграла свою роль и способствовала утверждению кандидатуры Яценюка с почти единодушной поддержкой парламента.
Также в пользу Яценюка сыграло то, как он вел себя. Он продемонстрировал талант политического дипломата. Что даже отметили представители депутатского корпуса. И кстати, в отношении дискуссии, что касается того, что Яценюк не является карьерным дипломатом. На мой взгляд, это сейчас неглавное. В международной практике существует две различные традиции, одна из них состоит в том, что на должность министра назначают карьерного дипломата. Эта традиция превалировала в советские времена и сейчас доминирует на постсоветском пространстве. А в Европе имеет место достаточно много случаев, когда назначают представителей политического мира, профессиональных политиков, влиятельных политических фигур. В США также государственным секретарем становятся специалисты по вопросам международных отношений, национальной безопасности. К слову, Кондолизза Райс также не является карьерным дипломатом. Поэтому я думаю, что здесь особых проблем нет. И комплекс обстоятельств, политический контекст, в котором рассматривалась кандидатура Яценюка, стечение обстоятельств было в его пользу.
Хотя Яценюк подчеркивал, что во внешней политике не будет «шараханий» и сюрпризов, это действительно так, но он отметил очень существенную и новую черту в украинской внешней политике. Речь идет о ее экономизации. Мне кажется, что в текущем году акцент будет сделан на вступление во ВТО и наполнении экономическим содержанием нового рамочного соглашения между Украиной и ЕС. Я думаю, что это интересно и вероятно может стать фирменной фишкой Яценюка. Я допускаю, что Яценюк может попытаться, хотя это будет не просто и будет зависеть не только от него, исполнять роль не только дипломата на внешнеполитической арене, а также внутреннего дипломата в отношениях между Президентом и премьером. Действительно, сейчас существуют проблемы в этих отношениях. Яценюк человек очень гибкий, очень тонко чувствующий политическую конъюнктуру и может достаточно хорошо выполнять функции коммуникации. Я думаю, что функция коммуникации будет одной из главных для Арсения Петровича. Другое дело — это также будет зависеть и от позиции, и отношения Секретариата Президента и премьера. Посмотрим, как будут выстраиваться личные отношения между Яценюком и премьером. Как свидетельствует политическая практика — это очень важный фактор. Не все могут выстроить достаточно конструктивные позитивные отношения с премьером. Я думаю, что Яценюку предстоит пройти определенный период адаптации и, так сказать, «курс молодого министра». Это неизбежно. Но необходимо также учитывать, что у нас МИД — одно из самых профессиональных ведомств в стране. Там очень хороший кадровый состав и я полагаю, что они могут ему помочь. И если он будет действовать так гибко, как и на предыдущих этапах своей карьеры, то, думаю, что в принципе он может справиться с теми вызовами и заданиями, которые возникнут перед ним как политиком, так и внешнеполитическим ведомством Украины. Я думаю, что у Яценюка были свои мотивы пойти на эту должность. Чувствовалось, что он устал и ему не очень нравилось работать в Секретариате Президента. Он не нашел там себя. С другой стороны, Министерство иностранных дел — это очень хорошая площадка для продолжения политической карьеры. Кстати, он как раз представляет целую когорту государственных топ- менеджеров, которые не ассоциируются с каким-то конкретным политическим лагерем.
В России нет таких откровенных негативных настроений относительно Яценюка. Думаю, что для них это также стало сюрпризом. У россиян нет четкой позиции относительно Яценюка и возможно это также сыграло в пользу его кандидатуры. Но все будет зависеть от того, как он будет себя вести в отношениях с Россией. У нас раньше имело место, в частности во времена Тарасюка, что министр иностранных дел выполнял такую специфическую функцию, образно говоря, злого полицейского. А роль доброго брал на себя или премьер-министр, или кто-то из окружения Президента, пытавшихся быть спецпредставителями в отношениях с Россией. Сейчас другая ситуация и, возможно, Яценюк сломает этот стереотип. Хотя мне кажется, что ему будет легче и проще договариваться и выстраивать отношения на Западе, чем на Востоке, в частности, в России. Я думаю, что самые большие проблемы и вызовы его ожидают именно на восточно- северном направлении в отношениях с Россией, где намного больше проблем. Я думаю, что он попытается максимально нейтрализовать проблемы, связанные с Единым экономическим пространством и снять напряжение в экономических отношениях с Россией. А относительно проблемных вопросов геополитического характера, в частности, относительно делимитации и демаркации государственных границ и базирование Черноморского флота основную нагрузку, по-видимому, возьмет на себя аппарат МИДа, кто- то из заместителей министра.
Выпуск газеты №:
№49, (2007)Section
Панорама «Дня»