На смерть интернета
Интернет умер. Никаких сомнений: он покинул нас. Точная дата кончины не выяснена; покойника постоянно сопровождали разнообразные общественно-шумовые эффекты, из-за которых трагическое событие осталось незамеченным. Но известно, что почти от самого рождения в 1965 году, когда в США в рамках оборонных исследований была установлена связь между двумя компьютерами, он страдал целым букетом как врожденных, так и инфекционных болезней, несовместимых с жизнью. Боль утраты становится еще более чувствительной, если вспомнить, какие надежды возлагались на невероятное изобретение. Говорили о новой степени свободы, о цивилизационном скачке, о том, что мир радикально изменится, ведь для Сети нет ни пределов, ни авторитетов. Интернету приписывали самостоятельное гуманитарное и художественное качество; констатировали появление сетевой «сетературы». К хору славословий приобщались столь мощные голоса, как ныне подзабытый писатель Умберто Эко, который всерьез рассуждал над соответствием различных программных продуктов эстетике той или иной христианской конфессии. И все было бы хорошо, если бы не один системный порок: люди.
Через два года после исторического сеанса связи в США по другую сторону Атлантики, во Франции, вышла книга известного культуролога и мыслителя Ги-Эрнеста Дебора «Общество спектакля». Очень упрощенно, основная ее мысль такова: власть и руководящие слои вместо реальности демонстрируют обществу сплошной беспроблемный спектакль. Проводники тотальной трансляции — масс-медиа, прежде всего ТВ, и большая часть искусства — массовой литературы, кинематографа и тому подобного. Буквально за год изложенными в книге идеями прониклось все французское студенчество; следствием стала знаменитая молодежная революция в мае 1968 года.
Но сейчас о другом. Сделавшись доступным, интернет почти мгновенно превратился в самую убогую часть этого спектакля. То есть в несмешную карикатуру на то же телевидение, на тот же кинематограф, на те же макулатурные романы. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на популярный интернет-форум и попробовать отыскать хотя бы десяток пользователей, которые бы писали без грамматических ошибок и не хамили друг другу. Даже более того: модным стало калечить язык умышленно, выдавая это за особый шик. Познавательной может также быть и попытка найти более-менее подробную и серьезную аналитику по любой теме, не перепечатанную из бумажных источников, а рожденную, так сказать, сетевыми деятелями. Может, и получится. Но придется перелопатить тонны, километры, гигабайты словесного поноса. Вообще подавляющая часть пользователей независимо от пола и возраста подпадает под две категории: домохозяйки и гимназисты. Первые преимущественно заходят поболтать, причем на любой сайт, хоть о кино, хоть о политике. Этот треп должен быть максимально бессодержательным, а в случае возникновения дискуссии аргументы будут на уровне «Почему? — По кочану!» Что касается «гимназистов», то для этих главная утеха — прячась за инет- анонимностью, облить собеседника грязью. Причем и те, и другие не просто пользуются Сетью — они в значительной степени создают ее. Продукты их жизнедеятельности — в виде нацистских сайтов, порносайтов, кретинских чатов, той же таки бездарной «сетературы» и другой гадости — на каждом шагу.
А как же свобода? Никак. Вот в Китае мощный ИТ-сектор. И целиком контролируется силами безопасности. А кто сможет залезть куда не надо — вычислят и посадят. На много-много лет.
Можно немало об этом писать, но тень печали ложится на клавиатуру. Будут эмейлы, и будет разнообразная виртуальность, и все в дальнейшем будут делать вид, что ничего не произошло. Однако Его — электронного мессии — больше не будет.
Прощай, незаконнорожденный сын Пентагона! Ты был слишком хорошим для нас.
Выпуск газеты №:
№21, (2007)Section
Панорама «Дня»