Перейти к основному содержанию

Ира плюс Юра

Фортепианный дуэт: Алексейчук — Кот отмечает двадцатилетие
15 января, 20:24
ЮРИЙ КОТ И ИРИНА АЛЕКСЕЙЧУК

Красивая пара и один из лучших музыкальных проектов Украины, известный далеко за ее пределами. Двадцать лет они вместе на сцене. Кто-то скажет, что нет ничего удивительного в том, что пианисты играют вместе дуэты.

Дуэтная фортепианная музыка здесь существует благодаря замечательным музыкантам — Ирине Алексейчук и Юрию Коту. Композиторы очень любят писать дуэтную музыку для двух или одного рояля, для четырех, шести и даже восьми рук. А для пианистов это особенное времяпрепровождение, это такое общение, которое сложно сравнить с любым другим, да и для слушателя это праздник. В конъюнктуре отечественного исполнительства они случаются не часто.

Недавно на сцене Национальной филармонии Украины Ирина и Юрий сыграли большую программу из двух отделений. Они начали с Шумана. Ведь ледендарные Роберт и Клара тоже играли вместе, только у них в дуэте композитором был Роберт, а здесь — наоборот. Ира Алексейчук пишет для дуэта, и она может рассчитывать, что ее сочинения исполнят они вместе с Юрой Котом.

Вслед за Шуманом дуэт сыграл «Славянские танцы» Антонина Дворжака, которые композитор писал, переживая период творческого и жизненного подъема. Его вдохновили «Венгерские танцы» Йоганнеса Брамса. В принципе, по объему «Танцы» могут претендовать на отдельную концертную программу, но Юрий и Ирина решили на этом не останавливаться, завершив ими свое первое отделение.

Вторая часть программы началась с премьеры — произведения «В поисках безмолвностей» для Иры, Юры, воздушных колокольчиков и ритуального любовного шепота японки, служащего фоном по принципу мультимедийного bgsound. У некоторых слушателей появились ассоциации с «Юноной и Авось» Алексея Рыбникова, когда Кончита читает вечернюю молитву перед появлением Резанова. Шепотом, с придыханием, сбиваясь, как бы предчувствуя неизбежность. И более подходящий художественно- драматический прием найти было сложно. Что-то похожее было в произведении Ирины Алексейчук. Безусловно, это интимная лирика, красивая, всегда разная, вечная в исполнении красивого дуэта мастеров высокого класса.

В финале второго отделения Алексейчук и Кот играли «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. В репертуаре фортепианных дуэтов это произведение должно быть обязательно как свидетельство настоящего состоявшегося дуэта. И опять танцы... Сначала фантастические, а еще раньше — наброски балета о скифах. Но «Симфонические танцы» никто никогда не танцевал, хотя писались они для легендарного М. Фокина. Зато Рахманинов сделал вариант для двух фортепиано, и нельзя сказать, что это переложение, потому что партитура была закончена позже, через 19 дней. Нельзя также однозначно сказать, что это два варианта одного и того же произведения. В некоторых фрагментах, конечно же, композитор адаптировал друг к другу симфоническую и фортепианную фактуру (это признак переложений). Но в других фрагментах он проакцентировал совершенно разное. «Симфонические танцы» по сей день остаются неразгаданными. Загадок в них больше, чем понятного: совершенно неожиданные цитаты, намеки, стилизация… И речь даже не о средневековой Dies irae, которую в свое время процитировал Гектор Берлиоз в своей знаменитой «Фантастической симфонии», тем самым задав ей инфернальный подтекст (с тех пор ее композиторы использовали как тему и символ смерти). Вся оркестровая ткань третьей части «...танцев» соткана из этой темы. Почему Рахманинов поставил ее рядом с другой цитатой — знаменательным распевом Киево-Печерской лавры «Богородице Дева, радуйся»? И почему он сблизил их интонационно? Но после «Симфонических танцев» Рахманинов больше ничего не написал... Видимо все, что он хотел, — сказал в этом произведении.

На бис Ирина и Юрий исполнили «Коломыйки». Предваряя это выступление, Алексейчук сказала, что они написаны «для двух фортепиано, двух пианистов и некоторых частей их тел». Пианисты исполнили их очень весело и забавно, поставив три точки в этом вечере.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать