Перейти к основному содержанию

Василий Третьяк — «героический тенор»

21 декабря, 19:39
ВАСИЛИЙ ТРЕТЬЯК В ПАРТИИ ГЕРМАНА В ОПЕРЕ «ПИКОВАЯ ДАМА», 1978 г.

Спектаклем «Пиковая дама» П. Чайковского Национальная опера Украины почтила 80-летие выдающегося украинского певца.

Семнадцатый год его нет с нами. Но память о легендарном пении В. Третьяка продолжает жить. В зале Оперы собралось много людей, которые имели счастье слушать этого певца в самых сложных классических оперных спектаклях и в украинском репертуаре. Партия Германа из «Пиковой дамы» пробудила в них память о ее блестящем исполнении Василием Третьяком, об уникальном по силе и красоте его голосе. Сегодня биография Василия Яковлевича Третьяка — уже легенда украинского вокального искусства, но легенда наполнена талантом высшей пробы и высшей энергией творения, которая осталась для грядущих поколений золотой страницей национальной музыкальной культуры.

В мае 1962 года на афишах Киевского оперного театра впервые появилось имя Василия Третьяка. Он дебютировал на прославленной сцене партиями Канио в «Паяцах» и Хозе в «Кармен» (возможно, самыми сложными в классическом оперном наследии). Киевляне, которые замечательно разбирались в оперном искусстве, сразу оценили силу и красоту драматического тенора, который до этого пел на сцене Молдавской оперы и довольно часто гастролировал в Одессе, Харькове и Киеве. Василий Третьяк, детство которого прошло на Полтавщине, вернулся на родную землю, стал солистом Киевской оперы, которой посвятил свою дальнейшую творческую жизнь. Не многим известно, что Василия, еще студента пятого курса Харьковской консерватории, благословил в большое искусство выдающийся украинский певец Борис Гмыря, даже подарил свое фото с теплым пожеланием дальнейших творческих успехов. Как вокалист от Бога он прекрасно понимал, каким талантом обладает молодой оперный певец...

Более трех десятилетий его голос был не просто украшением украинской оперы, но и признавался одним из самых ярких драматических теноров Европы.

Вокальный талант Василия Третьяка был обогащен еще и глубинным чувством природы оперного искусства, пониманием музыкальной драматургии, проникновением в психологические глубины своего героя. Ему были особенно близки образы с шекспировскими страстями, которые певец создавал на сцене наполненными, энергичными вокальными красками, раскрывая во всей красоте и вдохновении свой голос, названный одним из самых выдающихся украинских дирижеров и коллегой по искусству Стефаном Турчаком «героическим».

Василий Яковлевич имел действительно роскошный, кантиленный, неповторимый тембрально и гибкий тенор, способный на яркие драматические акценты. Его голос постоянно излучал особую энергетику красоты. Пресса, особенно зарубежная, довольно часто отмечала, что пение В. Третьяка по совершенству и вокальной безупречности напоминало исполнение великого Энрико Карузо.

Третьяк был непревзойденным на украинской оперной сцене в партиях Радамеса и Отелло, Ричарда и Хозе, Рауля и Каварадосси, Манрико и Канио, Самозванца и Андрея Хованского, Германа и Сергия... Василий Яковлевич имел особый пиетет к украинской опере: Кобзарь в «Тарасе Бульбе», Андрей в «Запорожце за Дунаем», Богун в «Богдане Хмельницком», Василий в «Милане», Никита в «Ярославе Мудром» — запоминались публике не только безупречным вокальным воплощением, но и глубиной чувства национального духа. Это была любовь от души, от сердца — искренняя и вдохновенная.

Уникальный тенор Василия Третьяка был известен во многих странах мира, хотя и не так широко, как заслуживал талант такого уровня, потому что еще редкими были при его творческой биографии гастроли украинских вокалистов в мире. Тем не менее с успехом неоднократно выступал Третьяк во Франции, Германии, Румынии, Югославии, Испании, Польше, Чехословакии, Испании и других странах, приумножая славу украинской вокальной школы.

Даже сегодня его голос звучит, чарует и захватывает в записях опер «Гибель эскадры», «Ярослав Мудрый», «Екатерина Измайлова»... К сожалению, только сейчас мы осознаем, как ничтожно это мало, если учесть, что за сорокалетнюю творческую деятельность Василий Третьяк исполнил свыше тридцати партий, и только на киевскую сцену выходил в почти тысяче спектаклей.

Певец ушел из жизни до боли молодым, в расцвете своего таланта. Дала о себе знать обожженная Второй мировой войной фронтовая юность, нелегкая послевоенная студенческая жизнь, не всегда благосклонное отношение к нему чиновников от искусства, переживания за нереализованность своих уникальных творческих возможностей. Он не мог без работы, сцены, творчества, и не всегда театр учитывал его данные и возможности. Но он остался в искусстве как великий певец, корифей украинской сцены второй половины ХХ в.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать