Перейти к основному содержанию

Всегда ли революция является оптимальным путем к свободе?

О «халве», видимости и сущности
21 ноября, 19:39
НАВЕРНОЕ, СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ВСЕГО ОБЩЕСТВА, ВКЛЮЧАЯ И ПОЛИТИКОВ, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ В БУДУЩЕМ РЕШАТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИЧНО, РАЗУМНО, ПРАГМАТИЧНО, ОДНАКО РУКОВОДСТВУЯСЬ ЯСНЫМИ МОРАЛЬНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Два года Майдану — недостаточно для глубоких историко-теоретических обобщений: жизнь быстро меняет скороспелые, безапелляционные вердикты, даже объявленные высшими должностными лицами с искренним пафосом в голосе. Спешить с выводами — вещь несерьезная, этого и не стоит делать; необходимым для нас является, очевидно, другое: учиться у жизни и избегать очень вредной магии слов.

Автор этих строк (несмотря на то, что он является не профессиональным историком, а журналистом, который освещает актуальные проблемы исторической науки) хотел бы попробовать, взглянув на внутренние исключительно противоречивые события двухлетней давности именно с исторической дистанции, высказать несколько субъективных рассуждений относительно того, в каком месте общественно-политической «оси координат» мы все, собственно, сейчас находимся. Для того чтобы дать на этот вопрос даже сжатый ответ, стоит освободиться от влияния «видимости» событий 2004 года, обратив вместо этого особое внимание на их реальную сущность. Ведь сколько бы ни утверждали наши государственные чиновники, что «Украина может гордиться тем, какие изменения произошли в стране за последние два года», — полезным было бы, слушая подобные заявления, помнить об одном: сколько бы мы ни повторяли «халва, халва!» — во рту от таких заклинаний слаще не будет...

Примем на минуту за аксиому тезис о том, что Майдан действительно был революцией (уточните: не по настроениям людей, не по мере колоссального духовного освобождения — здесь нет предмета для дискуссии — а по последствиям, по итоговым результатам этого события). Но ведь вспомните о том, что любая революция (если это действительно революция, т.е. полное или хотя бы частичное изменение системообразующих основ общества!) неизбежно «выходит за рамки» действующих на тот момент конституционных норм — даже «бархатные» революции в Восточной Европе 1989 года. А теперь вспомните и о пресловутой «Конституционной реформе» 8 декабря 2004 года (по существу, компромиссе, а точнее, закулисной договоренности между старым и новым режимом — без чего, несмотря на Майдан, ныне действующий Президент, возможно, не пришел бы к власти!) Довольно нестандартные напрашиваются выводы о «революционности», не так ли?

Еще один момент. Всегда ли (а вернее, разве когда-нибудь?) революция является оптимальным путем к свободе? Здесь полезно принять во внимание, что революция как таковая — не прихоть, не чья-то выдумка (речь не идет о декларациях — речь идет о делах!), не блестящее срежиссированное политшоу, а строгая, неотложная и жестокая необходимость. Крайняя необходимость — потому что другого выхода уже нет, потому что слепая власть, стремясь только сохранить свой статус, не желает видеть, что запущенная болезнь в общественном организме приобретает уже гангренозный характер и актуальна, как бы страшно это ни было, уже не консервативная терапия (реформы), которой, по существу, и не было, а ампутация... Помня, что лучшая часть общества в дни Майдана восстала против лжи и унижений (именно «против», а не «за Ющенко»!), тем не менее спросите себя: было ли состояние дел в Украине осенью 2004-го уж таким «революционным», чтобы люди сознательно решились на изменение всей политической и социально- экономической «повестки дня»? Не сработал ли здесь консерватизм?

И вот что очень важно. Может, мы сейчас не говорили бы об «измене» лидеров Майдана (отнюдь не всех лидеров!), если бы помнили одну истину. Как правило, настоящими «дирижерами», организаторами и спонсорами революционных событий (или таких, которые представляются как революционные) оказываются вовсе не те, кто стоял на лидерских трибунах. А те, кто стоял, они же, собственно, добивались не реализации идей Майдана, а несколько иного — власти. Они ее добились (опять уточните — речь не о всех). Так чего же удивляться?

В свете сказанного помпезные призывы к празднованию 2-й годовщины оранжевой революции нельзя расценивать иначе, как отвратительный цинизм. Да, Майдан духовно освободил людей (и будем верить, что навсегда, хотя и здесь недопустимы иллюзии); но ни одна, практически ни одна неотложная проблема страны (законность, которая становится предметом рыночной купли-продажи; тотальная олигархизация и криминализация экономики; непрозрачность принятия решений; неукраинская сущность взглядов и действий господствующей элиты и тому подобное) не разрешена. И наиболее страшным является то, что власть (и остатки «оранжевой», и «бело-голубой» ветви) словно делают все, чтобы доказать украинскому народу: настоящая революция еще впереди... А между прочим, к революции вполне можно отнести известные слова француза-моралиста ХVII века Ларошфуко о любви: «Ее, любовь, невозможно сымитировать, если ее нет, но невозможно скрыть, если она есть». Так может, пришло время нам уже освободиться от магии слов?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать