Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Афганистан ожидают новые испытания

30 октября, 19:02
ФОТО РЕЙТЕР

Беглец от правосудия, лидер террористической организации «Талибан» Мулла Омар отклонил последнее предложение президента Афганистана Хамида Карзая о мирных переговорах. «Не может быть никаких переговоров с афганским марионеточным правительством, — подчеркнул он, — во время присутствия оккупационных иностранных сил. Карзай и его коллеги должны сначала освободить себя от рабства иностранных неверных, а уже потом приглашать нас на переговоры».

Мулла Омар, за голову которого обещано $10 млн., предупредил об усилении жестокой борьбы. Он также повторил свою угрозу, что президент Афганистана предстанет перед исламским правосудием за то, что сотрудничал с США. Омар сказал, борьба будет вестись на всех уровнях, чтобы выжать иностранные силы. Он пытался убедить НАТО вывести свои войска из страны.

За последнюю неделю во время вооруженных столкновений между войсками НАТО и боевиками движения «Талибан» в Афганистане погибли около 60 человек. По словам пресс-секретаря министерства внутренних дел Афганистана Земараи Башари, немного больше половины от этого количества составляют талибы, остальные — это мирные афганские жители. Со своей стороны президент Афганистану заявил, что по имеющимся в его распоряжении данным, погибло 60 мирных афганцев, и назначил специальную комиссию для проведения расследования.

Еще совсем недавно казалось, что установление в Афганистане стабильной ситуации происходит намного лучше, нежели в Ираке, невзирая на значительно меньшее количество американской помощи этой стране. Но в прошлом году волна террористической деятельности «Талибана» подвергла большой опасности наработки, достигнутые в предыдущие 2001 — 2004 годы, когда резко увеличилось количество взрывов заложенных на путях мин и нападений самоубийц-смертников. Сегодня часть сельской местности находится под властью «Талибана», а производство опиума поражает своим рекордным уровнем.

Но в то время, когда США перенесли свое основное внимание на Ирак, они не учли одного очень важного фактора — в Афганистане не была построена жизнедеятельная экономическая инфраструктура, а правительство Карзая обладало незначительной властью за границами столицы. Сам же Кабул символизировал для многих сельских обитателей страны не что иное, как буржуазный центр властной элиты. И если в первые один или два года высоких ожиданий международное сообщество могло бы общими усилиями переломить ситуацию, то теперь это усложняется оживлением террористического мятежа и возобновлением влияния «Талибана». Рядовые афганцы увидели, что международное сообщество обещает очень много, но в итоге эти обещания почти не выполняются.

«Талибан», который, казалось, уже разгромлен, опять набирает силу, опираясь на поддержку из Пакистана. Именно на пакистанцев ложится большая часть вины за сложившуюся ситуацию. После некоторых успехов по укрощению деятельности «Талибана» президент Пакистана Первез Мушарраф дал задний ход. Он согласился вывести войска из пограничной с Афганистаном области, передав ее под контроль сторонникам талибов. Мушарраф также освободил из тюрьмы приблизительно 2,5 тыс. исламских террористов, связанных с «Талибаном» и «Аль- Каидой». С этого времени, по сообщению американских источников, количество нападений «Талибана» в восточных областях Афганистана утроилось. Похоже, что президент Мушарраф закрывает глаза на происходящее под его носом. Вполне вероятно, что он сделал циничный вывод, что для его собственных интересов относительно удерживания власти значительно лучше может служить перемирие или даже возможный тайный союз с экстремистами.

Первез Мушарраф, стремящийся любой ценой удержать власть в своих руках, мог просчитать для себя, что дальнейшее подыгрывание «доктрине Буша», что всегда было очень опасной игрой при пакистанских реалиях, приносит ему немного политических дивидендов, а из- за этого стойкость его режима резко уменьшилась. Похоже, что он, наконец, осмелился на «профессиональную игру» пакистанских лидеров — игру на обе стороны. Опасное заигрывание с воинственными исламистскими движениями, с одной стороны, (применяя в свою пользу перманентный конфликт Пакистана с Индией, как способ возобновить контроль над Афганистаном) и с американской военной мощью — с другой стороны.

Закономерно возникает вопрос, что же должна была делать Америка в Афганистане? Введение большего количества войск сейчас не стоит на порядке дня. Присутствие отрядов коалиции — 20 тыс. американских войск и 20 тыс. солдат НАТО — и так небывало велико, и вряд ли существуют какие-то резервы для увеличения их численности. Возможно, вместо увеличения численности военных необходимо посылать больше долларов? Поскольку американская финансовая помощь Афганистану никогда не была адекватной. И если помощь США в 2005 бюджетном году резко выросла до $4,3 млрд., уменьшилась в 2006 м до $3 млрд., то в 2007-мона планируются только в размере $1,1 млрд. (хотя, несомненно, будет предоставлено дополнительное ассигнование).

Очевидно, что единственный способ покончить с «Талибаном» — это победить его силой. Однако в долгосрочной перспективе лучшей альтернативой режима талибов является усовершенствование государственного управления в Афганистане, обеспечение населения жизненно важными товарами и услугами, организация водоснабжения и строительство дорог. Талибы не хотят прогресса в Афганистане. Они нападают не только на военных, но и на тех, кто строит дороги и прокладывает водопроводы.

Президент Афганистана нынче лихорадочно пытается найти выход из сложившейся ситуации. Так, он собирается созывать джиргу, или съезд пуштунских племен, проживающих по обе стороны пакистано- афганской границы, чтобы положить конец насилию со стороны «Талибана» и остановить распространение исламского экстремизма. Эта инициатива породила мрачные предчувствия в Афганистане: многие эксперты считают, что съезд только ускорит темпы «талибанизации» страны.

По мнению Карзая, встреча должна состояться в конце года. Он считает, что при помощи ООН стоит создать Общую афгано-пакистанскую комиссию, которая предложила бы критерии участия в джирге, повестку дня и другие детали. В работе съезда предусматривается участие президентов Афганистана и Пакистана.

Афганское руководство, включая Карзая, обвиняет пакистанские спецслужбы в сознательной «талибанизации» пограничного населения. Недавнее мирное соглашение, заключенное между пакистанской армией и «Талибаном» в Северном Вазиристане, свидетельствует о том, что талибов решили не трогать. Карзай надеется, что, если Пакистан займет доброжелательную позицию относительно джирги, то это откроет новую эру мирных отношений между двумя странами. По словам афганского президента, съезд достигнет цели, только если на нем будет действительно представлен широкий спектр политических, социальных и религиозных взглядов, существующих среди пуштунских племен. Однако, как считают афганские эксперты, не исключена вероятность, что этот съезд позволит Пакистану с легкостью разжечь радикальные исламские идеи среди пуштунов в Афганистане и что Исламабад попробует использовать джиргу в собственных политических целях. Потому как, действительно, что произойдет, если делегаты джирги от Пакистана объявят джихад против Карзая и американцев?

Когда Карзая спросили, будет ли он вести переговоры с Омаром, он ответил, что его правительство готово вести переговоры с кем угодно в интересах мира и безопасности в Афганистане. «Если кто-либо, включая и Муллу Омара, хочет вести переговоры с нами, то мы готовы к этому. Но они не должны находиться под влиянием иностранцев», — сказал Карзай, явно намекая на соседний Пакистан. Похоже, что в Афганистане опять наступают трудные и тяжелые времена. И хотя Карзай искренне стремится к восстановлению мира в стране, «Талибан» и внешние силы вполне способны воспрепятствовать его намерениям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать