Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Место во власти

17 октября, 18:50

Окончательный вчерашний уход «Нашей Украины» в оппозицию может добавить жару в политическое противостояние в парламенте. В этих условиях законопроект об основах внутренней и внешней политики государства, подготовленный антикризисной коалицией, похоже, может превратиться в подобие мячика для настольного тенниса, то и дело прыгающего с президентского на парламентское поле. Но этот закон для участников политических дискуссий, при всей его значимости для страны, далеко не так важен, как закон о Кабинете Министров. Именно этот документ, по мнению противоборствующих сторон, может внести окончательные мазки в политическую реформу и, соответственно, складывающуюся систему власти. Так что не удивительно, что Верховной Раде предстоит выбирать один из двух проектов (Кабмин свой вариант уже представил, а Президент намеревается сделать это сегодня, причем этот документ, как сообщил замглавы президентского Секретариата Виктор Бондарь, выйдет из СП без согласования с правительством).

Впрочем, отсутствие первого из названных законов может выбить почву и из-под второго. Напомним, что премьер-министр Виктор Янукович недавно заявил, что Кабинет Министров в своей деятельности намерен руководствоваться основами внутренней и внешней политики, которые определяет Верховная Рада, и высказался за пересмотр соответствующего закона. По его словам, в Конституции, в частности, «четко записано», что основы внешней и внутренней политики определяет Верховная Рада. Он отметил, что соответствующий закон был принят в 1993 году и сейчас «назрел вопрос» его пересмотра. «Сегодня есть соответствующие настроения в обществе, они отображаются в парламенте», — подчеркнул премьер.

Но Президент, очевидно, так не считает. По словам Виктора Ющенко, внесение изменений в этот закон может быть оправдано только в том случае, если речь идет о темах, ставших особо актуальными на протяжении последних лет. Это, в частности, евроатлантическая интеграция, новые экономические, социальные и гуманитарные приоритеты. При этом Президент предостерег, что не согласится с изменениями, цель которых «повернуть документ в сторону консервации, особенно тех политических действий и взглядов, которые возникли в Украине в последние годы». Словом, в результате этой перепалки одно из главных определений закона о Кабмине, где должно быть сказано, чем еще, кроме Конституции, руководствуется правительство, может повиснуть в воздухе (впрочем, не пройдет, вероятно, через нынешний парламент и намерение Президента управлять правительством с помощью указов).

Правительственный вариант закона о Кабмине, безусловно, направлен на то, чтобы закрепить полученные в результате политической реформы новые права и отстоять место под солнцем власти. Правительственная коалиция нацелена на то, чтобы законодательно закрепить статус правительства как высшего органа в системе органов исполнительной власти и, главное, определить его место в системе государственных органов... Но, желательно, не ниже Президента. При этом важное значение придается процедурам внесения, рассмотрения и утверждения Верховной Радой кандидатуры на должность премьер- министра, назначения членов Кабинета Министров и обретения ими полномочий, равно как и порядку прекращения полномочий правительства и отдельных его членов. Много копьев будет поломано вокруг компетенции и полномочий правительства. Понятно, что не столько даже Президент, сколько его Секретариат, будут пытаться что-то от них отрезать или хотя бы отщипнуть. Тем более что в кабминовском проекте имеется специальный раздел, определяющий полномочия правительства в отношениях с Президентом Украины. Он регулирует роль правительства в выполнении главой государства своих конституционных полномочий, в частности, в подготовке правительством проектов актов Президента. (С учетом недавнего «обмена мнениями» по поводу отмены Президентом своего указа о создании НАК «Энергетическая компания Украины» можно предположить, что вокруг этого пункта также состоится нешуточный обмен... ударами).

Для правительства чрезвычайно важно оградить себя от попыток «свержения», которые, безусловно, будет предпринимать оппозиция. Поэтому в кабминовском законопроекте четко выписаны все четыре случая, которые могут «опрокинуть» правительство. Это отставка в связи с принятием парламентом резолюции недоверия, отставка премьера на основании заявления, отставки премьера по состоянию здоровья или в случае его смерти. Думается, Президент попытается этот список несколько расширить. Но в любом случае, сегодня трудно предсказать обоим вариантам этого законопроекта светлое будущее. Вполне вероятно, что в конце концов решение по этой проблеме придется принимать Конституционному Суду...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать