Перейти к основному содержанию

Международный гопак

Гала-концертом в Национальной опере Украины завершился XIII Международный фестиваль «Звезды мирового балета»
09 октября, 19:53

Традиционно этот фестиваль дарит встречи с мастерами танца и молодыми дарованиями. В этом году на киевской сцене завершал свои выступления премьер труппы в Висбадене, лауреат престижных балетных конкурсов Дмитрий Симкин, которому вручили на память о фестивале статуэтку «Золотая балерина». На гала-концерте Дмитрий блестяще выступал с молодой партнершей из Бразилии Даниэлой Северин, показав номера современной хореографии (страстный «Без любви» и пронизанный тонким юмором «Кормите птиц»). Дмитрий продолжит свой путь в балете, но уже как педагог и хореограф. На вечере он представил своего сына и продолжателя балетных традиция Даниила Симкина, солиста Венской оперы, исполнившего забавный номер «Moorhuhh» на музыку Мусоргского в хореографии Симкина-старшего.

Программа концерта была составлена так, чтобы представить публике разные хореографические направления и школы. Стало хорошей традицией, чтобы на фестивале готовились сюрпризы для зрителей. В этот раз задорный «Гопак» исполнило международное трио солистов: Йошито Киносита (Япония), Ярослав Саленко (Национальная опера Украины) и Андрей Писарев (Донецкий театр оперы и балета). Классику, неоклассику, модерн, современные ритмы презентовали артисты из Австрии, Азербайджана, Бразилии, Германии, Казахстана, Японии, Турции, Италии, Новой Зеландии, России и Украины. Фестиваль дал возможность нашим хореографам, наблюдая за иностранными коллегами, сравнить свои ориентиры, порадоваться находкам и в дальнейшем самим пофантазировать над будущими номерами.

Худрук фестиваля «Звезды мирового балета» Вадим ПИСАРЕВ не скрывал, что он доволен результатом, хотя признался «Дню»:

— Непросто нам дался этот фестиваль, были проблемы. К сожалению, сегодня в Украине больше внимания уделяется спорту, эстраде, а балет остается где-то на задворках. Но я уверен, что такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Пройдет время и наступит эпоха возрождения славянского балета. Наша задача — сохранить лучшее, особенно классический балет — основу хореографии, чтобы передать свои знания, опыт молодому поколению. Мы должны создавать условия, чтобы развивались разноплановые балетные школы. В гала- концерте мы попытались показать канон — классику и современные поиски артистов и хореографов. Безусловно, балет меняется, а фестивали дают возможность увидеть тенденции, направления, даже моду, если хотите. Сегодня наши педагоги и танцовщики разъехались по многим странам. Кто-то себя нашел, а кто-то затерялся.

Но я считаю, что школа классического танца — это тот грунт, который дает разнообразные творческие ростки. Меня радует, что на сегодняшний день украинская балетная школа на подъеме, а наши танцовщики побеждают на самых престижных международных конкурсах. Значит, мы не зря работаем!»

— В этом году на фестивале впервые выступали грузинские артисты, а почему в гала-концерте мы их не увидели?

— Впервые в рамках феста Тбилисский театр оперы и балета под руководством замечательной балерины Нины Ананишвили показал в Донецке шесть (!) спектаклей. Их выступления стали настоящим подарком любителям балета. Но привезти в Киев 60 человек труппы было для нас очень сложно в финансовом плане. Хотя очень жаль, что их выступления киевляне не увидели.

— Многие артисты очень суеверны. Фестиваль проходит в 13 раз. «Чертова дюжина» вас не пугала?

— Цифра 13 меня нисколько не смущала. Я считаю, что это число даже приносит мне удачу. Например, когда я только делал свои первые шаги как профессионал, то на Всесоюзном конкурсе артистов балета вытянул №13 и получил золотую медаль.

За 13-летнюю историю нашего фестиваля мы открыли много новых имен. Я рад, что и в этом году своим талантом порадовала молодежь: Езге Башаран (Турция), Ульви Азизов (Азербайджан), Ольга Сизых (Россия) и донетчанин Андрей Писарев (хотя, может, и нескромно, выделять своего сына) — этот яркие, темпераментные танцовщики. Я считаю, что их ждет большое сценическое будущее.

— Вас можно поздравить с успехом учеников, в частности, Ярослава Саленко и Андрея Писарева. Ваш сын значительно вырос в профессиональном плане. Он так летает по сцене, словно и не было травмы.

— Три недели назад в свой творческий актив Андрей добавил золотую медаль на конкурсе «Молодой балет мира». Рад, что он продолжает нашу танцевальную династию. А что касается травм... На Международном конкурсе в Москве Андрей во втором туре получил травму и сошел с дистанции.

— Без травм в балете не обойдешься?

— Я считаю, что травмы танцовщик получает по молодой беспечности и недисциплинированности. Если каждый день заниматься классическим уроком, не халтурить, то травм не будет.

— Вадим Яковлевич, когда пригласите на премьеру балета Евгения Станковича «Цветок папоротника» в Донецкую оперу?

— Балет ставит наш хореограф Евгения Хасянова. В спектакле занята вся наша балетная труппа, и я тоже выйду на сцену как танцовщик. На премьеру приезжайте 28 октября.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

— Наверное, почти никому у нас в Украине, кроме Вадима Писарева, не по силам провести фестиваль, собрав танцовщиков из разных стран, представив в одном концерте разнообразные танцевальные и балетные школы, индивидуальности, — сказала хореограф Алла РУБИНА. — Для ценителей балета этот фестиваль является поводом посмотреть, проанализировать и подумать: в какую сторону двигается балет, что новое происходит в мировой хореографии. Публике, которая любит балет, такие вечера дают возможность получить положительные эмоции от танца как высокого искусства. Гала-концерт включал разные номера, очень порадовала наша молодежь. Значительно выросла в профессиональном плане Надежда Гончар (ныне солистка Мариинского театра). Вместе с Ильей Кузнецовым они прекрасно исполнили «Манон». Они доносят зрителям интересную хореографию К. Макмиллана и добавляют в танце свое личное видение исполняемого произведения. А вот трактовка Шопена «В ночи» в интерпретации их коллег по театру Софьи Гумеровой и Игоря Колба не столь убедительна. По-моему, они не смогли передать тот флер романтики, щемящей грусти, которая шла от музыки. Зато у гостей — Даниэлы Северин (Бразилия) и Дмитрия Симкина (Германия) номер «Кормите птиц» получился легким и исполнен с юмором.

Например, танцевать под музыку Альфреда Шнитке очень трудно. Номер «Розовая глубина», представленный Ребеккой Кинг (США), был несколько иллюстративным. В нем полностью не передан философский смысл музыки. Ведь хореография — это не просто набор танцевальных движений и пластики, а — симбиоз музыки и исполнителя. Здесь все должно быть отточено до малейших нюансов...

Интересно было посмотреть, как танцуют классику иностранцы. Па-де-де из «Лебединого озера» в исполнении Лизы-Марии Колон (Новая Зеландия) и Алена Ботани (Италия) выглядело достойно, но для нас непривычно, т.к. фонограмма звучала замедленно, и получилось несколько помпезно. Запомнился Писарев-младший. Андрей — очень талантливый, легкий танцовщик, внутренне не зацикленный, раскованный на сцене. Хотя хореография В. Плотникова в «Зингаро» и оставляла желать лучшего, но исполнение А. Писарева было очень хорошим. Сильно вырос как солист Ярослав Саленко, но ему еще нужно работать как партнеру. Даже несмотря на некоторые шероховатости, концерт был очень хорошим. Можно поздравить Вадима Писарева, что фестивалем «Звезды мирового балета» он ежегодно устраивает праздники для зрителей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать