Перейти к основному содержанию

«Разобрали» ТЭК к зиме

17 августа, 18:39
АНДРЕЙ КЛЮЕВ

Этой фразой вице-премьер Андрей Клюев кратко охарактеризовал то, что происходило на совещании, посвященном подготовке к приходу холодов. Но, пожалуй, ею же можно описать и нынешнее состояние топливно-энергетической отрасли. Соблюдая объявленный премьер-министром мораторий на критику предшественников, Клюев никого и ни в чем не обвинял, однако цифры подчас красноречивее всяких к ним комментариев.

Количество аварий в ТЭК за последние два года выросло, по словам вице-премьера, в два раза, оборудование электростанций крайне изношено, качество ремонтных работ снизилось. Запасы угля на складах тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей Украины сейчас составляют немногим более двух миллионов тонн, тогда как на это время их положено иметь около четырех миллионов. На совещании решили: до 15 ноября эти запасы должны быть увеличены на 1,5 миллиона тонн — до 3,7 миллиона. Правда, вице-премьер констатировал: пока что генерирующие энергокомпании не только не наращивают запасов, но и, наоборот, сжигают уголь, находящийся на складах (очевидно, для того, чтобы использовать как можно меньше газа).

Итак, зимнее состояние страны сейчас зависит от того, смогут ли восполнить провалы на угольных складах ТЭС украинские шахтеры. Но захотят ли они работать, как говорится, на голом энтузиазме. Долг угольных предприятий Украины перед шахтерами по заработной плате, как сообщил вице-премьер, превысил 160 миллионов гривен.

Немногим лучше ситуация и в газовой сфере. Какую-то, хотя и далеко не полную ясность в ее зимние перспективы внес визит премьер- министра Виктора Януковича в Сочи. Но довольно крупные проблемы все еще остаются. Одна из них — дыры в газовом балансе страны. Его дефицит, по словам Клюева, составляет в 2006 году 8 миллиардов кубометров. Вице-премьер заверяет, что дополнительные поставки, направленные на то, чтобы восполнить этот недостаток, уже начались. По его словам, до начала отопительного сезона есть все возможности этот дефицит ликвидировать. «Пошли дополнительные объемы поставки газа, и сейчас утрясается ценовая позиция», — сообщил главный «истопник» страны.

Проблема тут также в том, чтобы возобновить эффективную работу НАК «Нафтогаз Украины», имеющего сегодня 8 миллиардов гривен кассового разрыва. Решение Клюев видит в принятии специальных законов, которые, по-видимому, должны уменьшить фискальную нагрузку на это ведущее бюджетообразующее предприятие страны. «По НАКу тяжелая ситуация, особенно все, что касается его финансового состояния. Нам, вместе с Минфином, ГНАУ придется сделать ряд законодательных инициатив, чтобы вытащить его из той ямы, в которой он оказался, хотя бы до февраля—марта следующего года», — сказал Клюев.

Вспышку ценовой лихорадки на рынке нефти правительство, по словам Клюева, намерено решать не только путем отработки правил игры на рынке с нефтетрейдерами и подписания соответствующего меморандума, но и путем максимального ускорения запуска в действие всех остановленных сейчас под предлогом ремонта и модернизации нефтеперерабатывающих заводов. «Соответствующий законопроект уже рассмотрен руководителями фракций, входящих в состав коалиции, — сказал Клюев и уточнил: — Он будет стимулировать собственников нефтеперерабатывающих заводов к быстрой и эффективной инвестиционной деятельности на нашей территории».

Естественно, на предзимнем совещании не обсуждался вопрос работы нефтепровода Одесса—Броды, который задействован сейчас в направлении, обратном проектному (реверс), и не соответствующем национальным интересам страны. При этом далека от проектного также и загрузка нефтепровода российскими «арендаторами». Более того, вопреки объявлявшимся прежде правительственным намерениям, новый министр топлива и энергетики Юрий Бойко недавно сообщил, что в аверсном режиме нефтепровод сможет работать не ранее чем через два года, когда полностью заполнится каспийской нефтью нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. Комментируя по просьбе «Дня» это высказывание, Клюев сообщил, что правительством создается очередная рабочая группа, которой предстоит заниматься этим проектом и определить, сможет ли он быть эффективным. «Потом можно будет делать какие-либо выводы — два, три года или, может быть, десять лет, или, может быть, этот нефтепровод вообще никогда работать не будет...». Невеселые перспективы. Но тогда нужно возбуждать уголовное дело и объяснить народу, на ком лежит непосредственная ответственность за то, что в украинской земле похоронена труба, стоимость которой почти полмиллиарда...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать