Нелетная погода...
Россия откажется от совместного с Украиной авиапроекта?
Многострадальный украинско-российский проект создания уникального военно-транспортного самолета Ан-70 может обострить и так уже напряженные отношения между странами-партнерами. Инициатором нового витка напряженности является главком ВВС России Владимир Михайлов. Последние несколько лет он уже высказывал претензии к самолету, который проектируется на киевском АНТК им. О. Антонова совместно с российскими проектными институтами. В кооперационных поставках участвуют более сотни российских предприятий.
В эти дни российский генерал заявил, что военно-воздушные силы РФ не планируют принимать на вооружение транспортный самолет Ан-70. «Россия заявляет о выходе из программы, Украина возвращает нам затраченные средства, после чего выходит с этим самолетом на рынок самостоятельно», — цитирует слова Михайлова Интерфакс. При этом генерал сослался на то, что в России достаточно своих самолетов такого класса. По его словам, эффективность Ан-70 ниже российского турбореактивного самолета Ил-76, а цена почти вдвое больше.
С украинской стороны реакция на эти слова не замедлилась. Министр экономики Украины Арсений Яценюк заявил, что Украине давно пора подумать над тем, кого себе найти в партнеры в этом чрезвычайно важном проекте. По мнению украинского министра, партнерами могут стать Airbus и Boeing. «Надо только правильные условия предлагать», — отметил А. Яценюк.
Сами разработчики самолета заявляют, что никаких заявлений с российской стороны о прекращении проекта к ним не поступало. Ведущий конструктор по самолету Ан-70 в АНТК им. О. Антонова Николай ВОРОБЬЕВ сказал «Дню», что все работы идут в соответствии с планом, в частности государственные испытания, а также строительство двух машин на киевском авиазаводе «Авиант». Он считает, что заявление российского генерала является, скорее, своего рода «пиар-акцией» накануне планируемого заседания двусторонней комиссии В. Ющенко — В. Путин (предполагается, что оно состоится до первой годовщины создания данного форума, то есть до 8 мая). Следует отметить, что ранее с российской стороны звучали положительные оценки относительно Ан-70, который предназначен для оперативной переброски войск в горячие точки, на неподготовленные, в том числе грунтовые, аэродромы, а также для перевозки грузов в интересах министерства обороны в условиях Дальнего Востока, Крайнего Севера. Всего этого не способен сделать российский Ил-76, который садится на подготовленные аэродромы и требует значительно большей длины взлетно-посадочной полосы.
Директор военных программ в Центре А. Разумкова Николай СУНГУРОВСКИЙ в комментарии «Дню» оценил заявление главкома ВВС РФ как проявление действий российского промышленного лобби, которое отстаивает свой проект Ил-76. «Россияне вошли в проект Ан-70 и теперь не знают, как из него выйти», — отметил эксперт. По его мнению, такого ответа с российской стороны следовало и ожидать. «Если мы хотели рассчитывать на российский рынок (по соглашению 1993 года Россия должна была закупить 165 самолетов Ан-70), надо было проводить другую политику», — отмечает Н. Сунгуровский. Он считает, что причиной сложившейся ситуации является отсутствие стратегического мышления у представителей Украины. Касаясь возможного сотрудничества с Airbus и Boeing, эксперт выразил мнение, что здесь речь может идти о возможности использования компонентов, технических решений для европейских или американских проектов. Он не исключает, что Boeing может привлечь Украину в другой проект, дав часть денег на завершение Ан-70.
Намного пессимистичнее рассматривает сложившуюся ситуацию компетентный источник в украинском авиапроме. На условиях анонимности он сказал «Дню», что без России Украина не сможет потянуть проект Ан-70. Это обусловлено не столько отсутствием необходимых средств для реализации проекта, а тем, что вся нормативно-техническая база, на основе которой создан самолет, — российская. Фактически это означает, что российская сторона может подать в Международный арбитражный суд на Украину, если она попытается продать другой стране разработанные с участием российских НИИ технические решения или использовать их в гражданской версии самолета Ан-70-100. А для того, чтобы создать самолет на украинской нормативной базе, нужно минимум 600 млн. долларов, отмечает источник. В то же время он не исключает, что на высшем уровне возможно принятие компромиссного решения.
Выпуск газеты №:
№58, (2006)Section
Панорама «Дня»