Театральный петух
Что и как пел в течение года
Петухи бывают разные: пышные хозяева двора или ощипанные для борща, прогоняющие нечистую силу, французские шантеклеры, радостно предвещающие рождение солнца в пьесе Ростана на сцене днепропетровского театра «Віримо!», а бывают и символы года — 2005-го в частности.
Петухи «поют» по-разному. Ку-ку-ри-ку — это по-нашему, по-украински. Ку-ка-ре-ку — по-русски. Кок-а-дудл-ду — по- английски. А еще Петух может по-музыкальному, по-художественному, по-театральному…
Что же нам накукарекал наш театральный Петух на прощание, о чем и как пел в течение года? Какой-то тусклой, хриплой, скучной (как по мне) была его песня…
КУ!
КУда направлялся театральный процесс 2005 года, сказать трудно. Похоже, что только растерянно гребся на своем дворе в поисках жемчужин. Иногда таки находил отдельные — «Мартына Борулю» в Луцке, «Ромео и Джульетту» на киевском левом берегу Днепра, русскую «Простую историю» в Николаеве, «Сумасшедшего Журдена» на Подоле и в Донецке, «Овечку», «В сумерках» в Днепропетровске, «Наркиса» в театре им. Курбаса и «Визит старой дамы» у заньковчан (Львов), «Записки сумасшедшего» в Центре Курбаса, и еще несколько спектаклей в ТЮЗах (Молодежных) Киева, Запорожья, фестивали на Донбассе и в центре Украины, несколько красивых юбилеев персоналий и театров, немного экспериментальных поисков в ДАХе, на малых и учебных сценах… Из этих жемчужин очень трудно составить какой-нибудь узор. Потихоньку обмелел ручеек поэтического театра. Маломощным, ограниченным в количестве и географии оказался источник театрального экспериментаторства — творческих проб такого характера можно ожидать в Киеве, Львове, Донецке, Днепропетровске, Запорожье, где еще?.. Скучно, господа.
КА!
КАжется, кума, стала профессией, дающей право на министерское кресло. Золотая курочка-министр культуры и туризма вообразила себя петухом и попыталась клюнуть крупного индюка — один из Национальных театров Украины. Из этого, конечно, ничего хорошего не вышло ни для кого. Сплошной конфуз. Само министерство назначением нового министра-музейщика перенацелили на туризм — святое дело, запущенное у нас, но валютно-перспективное. Теперь Министерство «культуризма» кроме «индюшиного» скандала умудрилось похоронить очередной фестиваль «Классика на сцене» в Днепродзержинске и пропустить мимо ушей поддержанную культурной элитой страны идею национализации украинского музыкально-драматического театра в старательно и мощно русифицированном бело-голубом Донецке. Возможно, министерские функционеры держат палец на букве бюрократической бумажки и даже не пытаются мыслить государственными категориями, вести КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ в таком геополитически сложном образовании, как Украина. Т.е. создается впечатление, что руководители и чиновники министерства не мыслят «ДЕРЖАВНИЦЬКИ» и даже не очень представляют себе, что это такое. А это и есть первейшая функция руководящего государственного органа, на который возложена ответственность за всю культуру Украины, особенно в сложное время ее становления как молодого государства. За ВСЮ культуру — за ее сохранение и развитие, за все искусства и художественные промыслы, за приглашение художников других стран к нам и отправку наших за границу. Речь идет не о тотальном контроле за процессом (не дай, Бог, вернуться к этому!), а о том, чтобы путем приоритетного направления финансовых потоков (мизерных, конечно, но все-таки…), путем акций, моральных и общественных поощрений содействовать культурным явлениям, работающим на национальную идею Украины. Хотя ее еще никто как следует не сформулировал, и потому одни за нее агрессивно воюют, а другие ее боятся, как черт ладана. Между тем, за 15 лет независимости из-за отсутствия ясности в этом вопросе и никудышней культурной национальной политики мы практически утратили национальное самосознание населения в Крыму, на Донбассе и Юге, даже на Слобожанщине и частично в центре — что ярко выявили президентские выборы. Там героически барахтаются одиночные национально сознательные художники и деятели, а Министерство их не слышит, тычет пальчиком в бумажку. Скучно, господа.
А еще под руководством Министерства осталось всего 4 театра — Национальные. Три из них в Киеве. Остальные — около ста по всей Украине — муниципальные, областные, частные, антрепризные и т. п. Да и в Национальных киевских, под боком у себя, Министерство что-то не может навести порядок. Нет, на первый взгляд, здесь все хорошо. Вот «Наталка Полтавка» у франковцев понравилась Президенту — хорошо, что Виктор Андреевич нормальный, обычный, рядовой наивный зритель, а не театровед-аналитик, он имеет право на собственные предпочтения и вкус, как и все другие, только не нужно из его зрительского мнения делать абсолютную истину. Ленину когда-то нравилась «Аппассионата», а Андропову джаз — и что из того? Франковский театральный петух, главный по дворе украинского театра, гребся-гребся, старательно ища у себя в афише творческие перлы — но как только зерно попадало под солнце рампы, становилось понятно, что никакие это не перлы, а мусор.
Театр русской драмы, стабильный и респектабельный, имеет своего зрителя, крепкие заграничные связи на Западе, Севере и Юге. Не имеет он только профессионального критического анализа. И парадоксом звучит в Украине его статус Национального — явный реверанс сильным пророссийским векторам предыдущих руководителей государства, для которых, наверное, независимость Украины была красным словцом, а в карманах они держали кукиши. Статус «Национального» высокохудожественный (если кто-то так считает) русский академический театр в столице Украины должен был бы иметь от правительства России — это было бы логично и вписывалось бы в мощную (!) государственную (!) программу (!) поддержки русской культуры за рубежом, активно действующую при поддержке президента России. Опытные российские властители знают, куда и зачем вкладывать деньги…
Национальная опера также имеет основания гордиться и зарубежными гастролями, и выдающимися оркестром и хором, дирижерами и хормейстерами, солистами балета и вокалистами. В уютно-роскошном здании проходят венский и другие балы, разные торжества, здесь частенько бывает дипломатический корпус, заработала «бегущая строка» перевода над сценой (только не нужно ее читать, а то будете некстати смеяться). Вот недавно проходил цикл оперных произведений Д. Верди с приглашением вокалистов с родины композитора. Удивляет комплекс неполноценности и «преклонения перед Западом». Сами приятно удивленные приглашением итальянские вокалисты признавали, что наши лучше. А оперная режиссура господина Корради, который уже слепил целых три грандиозных постановки в Киеве (так хорошо пригрели здесь этого посредственного иностранца?) заслуживает разве что фельетона. Хотя бы потому, что Фауст из будущего, куда перенесено действие, наркоман, в храме Божьем абсолютно свободно действует дьявол Мефистофель, а голый Иисус сходит с креста и благословляет грешницу Маргариту. Хорошо хоть актриса категорически отказалась имитировать роды на сцене, как того хотел господин режиссер. Все это устаревший хлам европейской моды. А вот то, что в
Национальной опере нет со
временных веяний ни в опере, ни в балете, практически нет своей мыслящей режиссуры, украинской музыки (еще послушаем будущую премьеру «Моисея» по И. Франко, но ведь его трактовать надо!) — это факт. И вообще, несмотря на грандиозные декорации и обилие сияющего металла на сцене здесь чувствуется запах пыли позапрошлого века. Где камерная сцена? (Спасибо, что легендарная Евгения Мирошниченко собирается открывать Малый оперный театр). Почему балетмейстер Раду Поклитару экспериментирует с оперой и балетом не здесь? Почему в стороне от режиссерских проблем Национальной оперы и всего оперного искусства Украины оказалась Национальная консерватория, где подготовленные ею режиссеры музыкального театра?
Почему бы по всем этим проблемам — а их значительно больше, чем написано, Министерству культуризма не посоветоваться с соответствующими специалистами, неужели корона спадет? Неужели тамошние специалисты такие мудрые и непогрешимые? И лучше знают, как должно быть? Нет, здесь другое — здесь базовый СОВЕТСКИЙ синдром: мы здесь, наверху, над вами, теми, которые ковыряются в грязи ежедневной практики, призваны и поставлены властвовать и дожидаться государственных пенсий, а вы там, внизу, не очень-то дергайтесь, не нарушайте наш покой.
РЕ !
РЕчь о том, как любит повторять современный украинский юморист Ян Таксюр, что, по оценкам авторитетных специалистов, театральное искусство Украины в 2005 году находилось в коллапсе. Но продолжим интересную тему — почему? Выносим за скобки вечное: мизерный уровень финансирования, несовершенство профессионального образования, отсутствие современной национальной драматургии пристойного художественного уровня, слабость режиссуры, потому что это профессия концептуальная, а с концепциями любого содержания и уровня у нас напряженка. Петух считает, что на поприще театра его ощипала сама жизнь. Театр жизни в 2005 году вытеснил из общественного сознания театр искусства. Сколько жанров, конфликтов, столкновений характеров, диалогов и монологов, неожиданных коллизий, эмоциональных срывов и преждевременных триумфов предложила населению реальная жизнь. Трагедия отставки правительства — просто «Король Лир» (у Шекспира Корделия возвращается), фарс приезда майора Мельниченко, детектив продажи Криворожстали, водевильный стиль Рыбачука, комедия интриги партии регионов, диалоги «на шпагах», как у Лопе де Вега, на тему газа, пастораль свадьбы Тимошенко-младшей, мелодрама разрыва с друзьями и сподвижниками в сопровождении истерик. Отравления, убийства — и все на самом деле, а не театральная имитация… А еще была сказка. Сами создавали ее на Майдане год назад. И создали. И была эйфория инаугурации. И большинство было счастливо и по законам сказки ожидало мгновенного осуществления всех желаний, чаяний и планов… Мы, украинцы, склонны к мечтательности — лежишь себе под яблоней, пчелки гудят, девушки поют, облачка мимо проплывают, и галушки сами прыгают в сметану и к тебе в рот… К сожалению, так бывает только в сказках, а в жизни нужно поплевать на ладони и начать что-то делать, а пока это дело сделаешь… Так что, естественно, часть общества погрузилась в апатию разочарования, а центробежные силы на этих разочарованиях спекулируют…Скучно, господа.
КУ!
КУда же дальше? А вперед. Больше некуда. Глупая Сердючка мудро уверяет, что все будет хорошо. И таки будет. В 2006-м встретит нас друг человека Собака. А собака — это сторож, охотник, пастух, искатель. Даст Бог, найдет что-то новое и стоящее, поймает злого волка, старательно будет пасти отару наших мечтаний, защитит от напасти и звонким лаем будет встречать солнце. И не будет скучно, господа!
Выпуск газеты №:
№242, (2005)Section
Культура