Перейти к основному содержанию

Шоу от Одинокого

Ladie’s Night — на грани откровенности и морализаторства
26 декабря, 19:24
«ПЕКТОРАЛЬНЫЙ» ЮРИЙ ОДИНОКИЙ БРОСИЛ ВЫЗОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕЖИССУРЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

После Гоголя и Достоевского любимец столичных театралов режиссер Юрий Одинокий обратился к принципиально иному материалу — пьесе Энтони Маккартен, Стефана Синклера и Жака Коллара Ladie’s Night, уже известную киевским зрителям по российской антрепризе, в которой главные роли исполняли популярные актеры Гоша Куценко и Марат Башаров.

Сейчас на территории всего постсоветского пространства в театральном искусстве во весь голос зазвучал не только жанр мюзикла, который завоевал много сторонников, но и так называемый зрелищный театр, условно назовем его театр-шоу. Одна из неоспоримых характерных черт жанра — его кассовость: еще бы, зритель, воспитанный на непритязательных телевизионных ток-шоу, в чем-то примитивной клубной культуре, не может не воспринять яркое театральное зрелище с переодеванием, популярными музыкальными хитами, а также иногда грубой и даже нецензурной лексикой. Для режиссера же спектакля подобные «театральные выпады» — не только попытка реализации своего режиссерского «я» в другом жанре, но и сплошная PR-акция, провокация с тысячами вопросов от театральных гурманов и представителей СМИ. Так и не терпится спросить Юрия Одинокого: как он докатился до этого?

Антреприза Юрия Одинокого Ladie’s Night, представленная одесской компанией «Р.А. production», композиционно, а также по построению мизансцен местами воспринимается как своеобразная аллюзия столичного театрального бестселлера «пекторального» обладателя Одинокого «Зрители на спектакль не допускаются»... Именно поэтому публику, знакомую с его популярным спектаклем с одноименным названием, который с большим успехом идет в Киевском Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, на протяжении новой постановки не оставляет ощущение некоторого творческого дежа вю. Однако те, кто способен анализировать и сравнивать, могут, кстати, иногда с привкусом сожаления заметить: там же речь шла о Театре, а здесь... о шоу-бизнесе, но еще и о таком противоречивом его аспекте, как мужской стриптиз. Однако и такая тема вызывает иногда неожиданно положительную реакцию зрителя, особенно его женской части...

Сюжет спектакля несложный: бригада металлургов, каждый член которой — человек, как говорится, «с судьбой», лишены нормальной возможности зарабатывать деньги, а поэтому решают серьезно заняться поисками новой работы. Так, просмотрев большое количество объявлений по трудоустройству, Грег (Яков Кучеревский), Уесли (Александр Суворов), Норман (Евгений Юхновец), Барри (Кирилл Бин), Кевин (Тимофей Криницкий) набрались смелости попробовать танцевать стриптиз, создав шоу под названием Ladie’s Night, за которое им должны выплачивать 200 долларов за выступление. Товарищи по несчастью долго колеблются, пытаются отказаться от собственного замысла, «оформить» его как шутку, однако деньги очень нужны, и они все- таки идут на риск. В стороне от такого решения некоторое время находится Грехем (Павел Ивлюшкин). Но это не просто элемент сюжета: образ Грехема является той лакмусовой бумажкой, через которую и проступают в пьесе и, соответственно, в спектакле Юрия Одинокого морально-этические нюансы, словно переводя зрелище в другой смысловой пласт.

Спектакль разделен на две части — подготовка к шоу и собственно шоу, которое, по словам его создателей, должно быть «художественно совершенным и в единой стилистической концепции», — это не только внешнее построение Ladie’s Night: переходя от одной части к другой, обостряется энергетика спектакля, четко оформляется ее смысловой стержень, а герои проходят заметную эволюцию.

Первое действие является несколько вялым, нет четко выраженных характеров и шутки звучат иногда довольно грубо. Даже трудно уловить ту грань — между режиссерским замыслом (когда герои должны меняться) и тем, насколько органично актеры ощущают себя именно в этом сценическом пространстве и даже в этом, возможно, не совсем обычном для них жанре. Возможно, поэтому в памяти всплывает «Ревизор» в постановке Одинокого при участии актеров Одесского театра: не «вытянул», мол, первую сцену, не заявил о характерах и пошло все наперекосяк. Жалуйся потом на то, что для режиссера является достаточно близким понятие «своего актера». В Ladie’s Night ситуация не настолько серьезная: актеры не должны начинать с высокой ноты, чтобы во втором действии удивлять, смешить и развлекать. Так, в течение всего действия каждый герой проходит просто удивительную метаморфозу, и с финальными аккордами можно услышать дискуссию зрителей по поводу того, кто же в этой трогательно-смешной истории сыграл лучше всех.

С развитием действия Ladie’s Night словно «обрастает» фарсово- гротескными элементами, и кажется, что с кульминацией — показ стриптиз-шоу — в зрительном зале должен грянуть смех. Однако по специфике жанра спектакль не лишен и эстетической ценности, и потому вторая часть действия — это не только актерское мастерство и наслоение разнообразных комических эффектов (сгусток техники и хореографии актеров), к которой приложил немалые усилия хореограф спектакля, исполнитель роли Грехема Павел Ивлюшкин.

С каждой танцевальной репризой время спектакля начинает ускорятся, появляется восхищение и гордость за то, что дают еще украинским актерам серьезную хореографическую подготовку. В определенный момент хочется даже по-доброму сиронизировать и, как в фигурном катании, поставить каждому «участнику шоу» оценки по десятибальной шкале — за технику и артистизм.

Кроме упомянутого уже Грехема, который привносит в некоторую манерность и гиперболизированную откровенность Ladie’s Night смысловую нравственную струю, подобную функцию имеет и другой, единственный женский образ в спектакле. Именно в диалоге учителя танцев Гленди (Анастасия Бунина) и Грехема и раскрывается основное содержание спектакля: главным является не то, чем ты занимаешься, даже если ты танцуешь стриптиз, а то, насколько ответственно ты относишься к своему делу, сколько усилий, трудолюбия, эмоций, души ты в него вкладываешь. Смена деятельности и, вместе с тем, изменение жизни — это большой человеческий подвиг, проявление мужества и смелости, а жалобы на то, что определенное занятие не достойно настоящих мужчин, делает этих мужчин никчемными и примитивными.

И еще — важно бросить вызов жизни, на что способен далеко не каждый даже сильный и крепкий мужчина. Кстати, и Юрий Одинокий бросил своего рода вызов отечественной режиссуре, сделав именно такой спектакль. Весомым художественным моментом спектакля являются и костюмы Ladie’s Night, созданные Людмилой Шевчук и Еленой Коваленко, которые помогли раскрытию каждого характера и привнесли в спектакль пародийность: ведь тут и плейбоевский Зайчик, и Амур со стрелами, и танцовщики в смешной одежде с аксессуарами а-ля sex shop. Элементы одежды иллюстрируют и несколько ироническое понятие «эестетизма», за которым нередко скрываются определенные патологии в сексуальной жизни. У многих зрителей возникнет вопрос: а был ли все-таки стриптиз? Да, был: эдакий по-детски смешной, пародийный и театрально совершенный — где-то на грани откровенности и морализаторства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать