«Перекраивание»?
Крым хочет менять свою КонституциюВ Верховной Раде Крыма уже состоялось два заседания рабочей группы, которая изучает возможности внесения изменений в свою Конституцию. Не обошлось в этом вопросе и без предвыборных игр. Снова на повестке дня разыгрывание языковой карты.
Вопрос о необходимости изменения Конституции Крыма был поднят на этой неделе на собрании Ассоциации органов местного самоуправления, которое проводилось при участии председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина. По словам главы крымского парламента Бориса Дейча, речь идет о том, чтобы Конституциями Украины и Крыма Верховной Раде автономии было предоставлено право законодательной инициативы, а ее депутатам — пятилетний срок полномочий вместо четырех, поскольку законом о политреформе такой срок устанавливается парламенту Украины. Крымские депутаты намерены также конкретизировать конституционные формулировки о собственности Крыма, установлению крымских налогов. Особенно острым считается вопрос о том, чтобы придать на территории автономии статус государственных — в некоторых вариантах изменений он именуется республиканским статусом! — русскому и крымско-татарскому языкам.
Желание некоторых парламентариев Крыма привязать к рабочему вопросу о продлении своих полномочий еще и решение политических проблем эксперты объясняют началом избирательной кампании. Как сказал журналистам член координационного совета движения «Прозрачная власть» Сергей Велижанский: «Есть такая примета — как только политики начинают говорить о русском языке, значит, скоро выборы». По мнению Сергея Велижанского, политики, которые в очередной раз пытаются завоевать доверие избирателей, спекулируя на русском языке, просто не уважают людей. Он считает, что у парламента Крыма с 1998 года, когда была утверждена Конституция, упразднившая государственный статус русского и крымско-татарского языков на территории автономии, существовало достаточно времени, чтобы либо тогда не согласится с таким нововведением, либо за семь лет добиться внесения изменений в Конституцию. Однако именно решение этого вопроса и не выгодно депутатам-популистам, считает Сергей Велижанский. Ведь если он будет решен, тогда им просто нечем будет завоевывать внимание крымчан в период выборов. Поэтому депутаты, инициировавшие рассмотрение этих вопросов, похоже, и сами не очень верят в то, что их инициативы поддержат наверху, но накануне выборов это и неважно — главное заявить о своих требованиях, утверждает Сергей Велижанский.
Глава крымского парламента Борис Дейч считает, что предлагаемые изменения в Конституцию Крыма дадут возможность более оперативно решать многие вопросы в интересах автономии. Ибо сегодня, по утверждению некоторых депутатов, Верховная Рада Украины просто игнорирует инициативы Крыма. «От имени Верховной Рады Автономной Республики Крым народным депутатам Украины было направлено уже 53 предложения и замечания к законам Украины, но большинство из них так и не были вынесены на рассмотрение парламента государства», — отметил Борис Дейч. По словам главы парламента, еще в апреле нынешнего года на сессии Верховной Рады Крыма одобрен документ об установлении пятилетнего срока полномочий Верховной Рады автономии вместо четырех лет, что связано с введением с 1 января 2006 года конституционной реформы в Украине. «Мы одобрили соответствующий проект Министерства юстиции Украины, но он так и не был внесен Кабинетом Министров в Верховную Раду страны», — говорит спикер.
С этой целью, по словам спикера, необходимо определить механизм внесения изменений в Конституцию АРК. Как известно Конституция Крыма — это Закон Украины, принятый одновременно Верховной Радой Украины и Верховной Радой Крыма, и сегодня действует положение о том, что изменения в нее также вносятся обоюдным решением двух парламентов. Поэтому члены комиссии должны выработать свои конкретные предложения, которые будут рассмотрены на депутатских слушаниях в крымском парламенте уже в конце ноября. Далее этот вопрос будет вынесен на декабрьскую сессию, после чего глава крымского парламента обратится в Верховную Раду Украины. Для того, чтобы согл асовать позиции народных депутатов Украины и крымских депутатов по этим проблемам, первый заместитель главы правительства Крыма, депутат Верховной Рады Крыма Анатолий Гриценко предложил заранее создать совместную с украинскими парламентариями рабочую группу по внесению изменений в Конституцию Крыма и по упорядочению принятия нормативных документов. Как отметил Анатолий Гриценко, в Конституции Украины должно быть заложено самое главное для Верховной Рады Крыма: право законодательной инициативы, для того чтобы предложения крымских депутатов не оставались не рассмотренными, и автономия не лишилась реализации каких-либо конкретных решений.
Александр КОПЫЛЕНКО , доктор юридических наук, профессор, академик Академии правовых наук Украины:
— По Конституции Украины, право законодательной инициативы в Верховной Раде имеют только Президент, Кабинет Министров и народные депутаты Украины. Поэтому при любых условиях расширение круга этих субъектов должно проходить только путем внесения изменений в Конституцию Украины. Сегодня есть разные точки зрения относительно перспектив расширения этого круга. Поэтому эти вопросы следует рассматривать в контексте целесообразности, обоснованности и соответствия тем реалиям, которые сложились в нашем государстве. Кстати, ВР Автономной Республики Крым, как это ни удивительно, неоднократно принимала различные проекты законов Украины. Скажем, можно принять проект закона, а потом обратиться к депутатам ВР Украины с предложением внести тот или иной законопроект на рассмотрение... Вообще, проблема реализации Конституции Автономной Республики Крым достаточно велика. И Конституция АР Крым содержит немало позиций, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Также есть определенный перечень законов, касающихся АР Крым, которые прямо предусмотрены Конституцией Крыма, но еще не приняты. Скажем, закон «О правительстве АР Крым», который должна принять ВР Украины. В свое время (начало 90-х) Крыму, когда там почти не ощущалось присутствие центральной власти, центр отдал почти все, что тот хотел. Даже право собственности на землю. Сейчас, в связи с упрочением центральной власти, можно наблюдать обратный процесс, когда центр ради формальных моментов не обращает внимания на прерогативы Крыма, записанные в Конституции. Это очень сложный и деликатный вопрос, который еще нуждается в осмыслении.
Выпуск газеты №:
№209, (2005)Section
Панорама «Дня»