Тайна родильного дома №6
Сегодня Совет Европы скажет, торгуют ли в Украине младенцамиХарьков оказался под пристальным вниманием не только всей Украины, но и Европы. В понедельник сюда прибыла представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рут-Геби Вермот- Менголд. Побывав в Харькове и Киеве, она попытается выяснить то, над чем украинские правоохранительные органы вместе с Генеральной прокуратурой бьются уже три года: действительно ли пропадают младенцы из украинских роддомов. В частности, из Харьковского роддома №6.
Украину подозревают в торговле детьми и продаже донорских органов. Это подозрение родилось не вчера. Еще осенью 2003 года Европарламент признал Украину вместе с Молдовой рекордсменами в этой отрасли «бизнеса». Достаточно вспомнить прошлый год, когда все СМИ широко обсуждали возможность того, что пропажа детей из харьковского роддома может лишить Украину европейской финансовой поддержки. Тогда всю Европу потрясли сюжеты немецкого телевидения, в частности телепередача «Мона Лиза», трижды посвятившая свой эфир теме загадочных исчезновений харьковских новорожденных в 2002 году. Выступая в защиту матерей, потерявших своих детей, «Общеукраинская федерация многодетных семей — Семейная сеть в Центральной и Восточной Европе» заявила, что за период с 2001 по 2003 год в Украине при таинственных обстоятельствах исчезло около 300 новорожденных. На национальном уровне в 2002 году было открыто только три уголовных дела, но ни одно из них не выявило виновных.
Прибывшая с проверкой в Харьков представитель ПАСЕ прямо из аэропорта вместе с группой западных журналистов поехала на встречу к прокурору города. Но она оказалась бесполезной, так как дело о якобы исчезнувших младенцах уже давно передано в Генеральную прокуратуру. Словом, уезжая из Харькова, представитель ПАСЕ смогла сказать немного.
По ее словам, на сегодняшний день процедура обращения с детьми, которые родились в больнице мертвыми, и то, как сопровождаются матери в этих случаях, не разборчива и не ясна. Впрочем, как отметила Рут- Геби Вермот-Менголд, харьковские проблемы не уникальны в своем роде. С подобными ситуациями ее организация сталкивалась и в других странах — Болгарии, Румынии, Венгрии, а также Швейцарии, Франции, Германии. Однако история исчезновения харьковских младенцев была шокирующей. Не столько фактом пропажи детей, сколько тем, что дело всячески пытались закрыть, начиная с местного уровня и заканчивая правительством. Напомним: как сказал начальник городского управления охраны здоровья Александр Галацан областная и районная прокуратура не подтвердили виновность медиков при проведении расследования.
Врачебные «ошибки» не редкость — они были всегда, просто их тщательно скрывают. В случае с Юлей Красной и ее дочкой этого сделать не удалось. В сентябре 2002 года в харьковском роддоме №6 во время проведения операции кесарева сечения неопытный врач скальпелем разрезала кожу головы ребенка, оставив шрам длиной в 18 сантиметров. Врачи говорили молодой маме, что у младенца маленькая гематома, а потому ее лучше не видеть, и показывали Юле ребенка, только когда девочка была в платочке. Судмедэксперты признали страшный шрам на голове младенца легким телесным повреждением, а ошибку врача незначительной. За нее принимавших участие в операции врачей просто перевели на другие должности.
Следующий эпизод, случившийся с роженицей Светланой Пузиковой в этом же роддоме, оказался более трагическим. Как заявляет сегодня Пузикова, во время беременности она чувствовала себя хорошо (это, кстати, зафиксировано в больничном листе). Она видела, что родила живого ребенка, ей показали дочку, и женщина, которая, как потом оказалось, не работает в роддоме, вынесла младенца из зала. Ни ее, ни ребенка больше никто не видел. Светлане врачи сказали, что ее ребенок умер от бронхопневмонии, а ее мужу — что девочка появилась на свет мертвой. А труп выдать отказались. После многочисленных проверок, только подтверждавших правдивость слов врачей, была проведена эксгумация и, по словам присутствовавшей при этом председателя Всеукраинской федерации многодетных семей Татьяны Исаевой как представителя роженицы, ни акушеры из шестого роддома, ни врач, делавший вскрытие, среди детских трупиков не опознали ребенка Пузиковой. Прошло время, и опять в том же роддоме в начале 2003 года случается аналогичный эпизод: после родов Елене Захаровой показали двигающую ручками и ножками дочку, а на следующий день сказали, что она мертва. Сославшись на экспертизу, тело не отдали родителям, и лишь через три месяца им выдали справку о мертворождении. Больше от врачей Захаровы так ничего и не добились. Лариса Назаренко, главврач роддома №6 заявила журналистам, что украсть новорожденного в Харькове практически невозможно, причину смертей обоих детей подтвердили патологоанатомы, а расхождения в документах незначительны. Что касается дочки Елены Захаровой, то, по данным врачей, она родилась без дыхания и сердцебиения, и родители сами отказались от захоронения. А то, что ребенок Пузиковой родился мертвым, виновата сама роженица, так как пренебрегала в последние месяцы беременности услугами врачей.
Сегодня после встреч с украинским омбудсменом Ниной Карпачевой, министрами внутренних дел, здравоохранения, Генпрокурором и представителями неправительственных организаций докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рут Геби Вермот-Менголддолжна огласить результаты своей проверки.
КСТАТИ
Вчера состоялась встреча Госпожи Рут-Геби Вермот-Менголд с министром здравоохранения Николаем Полищуком. В своем вступительном слове представительница ПАСЕ отметила, что приезд делегации в Украину является ответом на приглашение Президента государства. «Господин Виктор Ющенко в ответ на наши вопросы относительно ситуации вокруг возможного исчезновения детей пригласил нас приехать, составить свое мнение и подать соответствующий рапорт». Как сообщает пресс- служба Министерства здравоохранения, М. Полищук отметил, что подробно ознакомлен со всеми моментами дела в Харьковском родильном доме №6. По его словам, одной из основных причин возникновения такой ситуации является то, что на период 2001—2002 годов (тогда рожали две матери — Пузикова и Захарова) в Украине не было достаточной нормативно-правовой базы, а именно: не предусмотрено, что врачи должны обязательно показывать матери или родственникам мертворожденного ребенка. Сегодня ситуация существенно изменилась: в 2003 году разработан приказ Минздрава Украины «Об усовершенствовании организации стационарной акушерско-гинекологической и неонатологической помощи», который практически делает невозможным возникновение таких конфликтных ситуаций. По словами М. Полищука, в случае с харьковским родильным домом захоронение проводилось в соответствии с действующим законодательством за бюджетные средства, и объективных данных о том, что детей могли использовать для научных экспериментов или трансплантации у нас нет».
«Сам факт такой ситуации — это безусловно трагедия — сказал министр. — Я думаю, что заключения вашей комиссии, результаты сегодняшней встречи будут доведены до сведения правоохранительных органов, и они будут решать, есть ли достаточное количество причин для возобновления уголовного дела».
Выпуск газеты №:
№157, (2005)Section
Панорама «Дня»