«Завизированные» унижения
Как решить конфликты между консульством и гражданином?Тот, кто хотя бы раз собирался за границу, обязательно почувствовал на себе все «приятности» процедуры получения визы. От сбора необходимых документов и несколькочасовых выстаиваний в очереди до иногда не очень вежливого отношения консульских работников и, казалось бы, совсем необоснованного отказа в визе. И похоже, что никакого решения этих проблем в ближайшее время не предвидится, поскольку процедуры получения виз давно консульствами установлены и вряд ли изменятся. Почему для украинца так проблематично получить визу в европейские страны? Возможно, это «налог» граждан за имидж собственного государства, которое до сих пор не считалось влиятельным, а его власть — эффективной? Возможно — своеобразная испытательная ступень, которую должны переступить страны центральной и восточной Европы ради признания себя европейцами. В свое время, до вступления в Европейский Союз, поляки, например, также не без проблем получали визы, однако сегодня, когда они признаны полноправными членами европейского сообщества, у них нет проблем с передвижением в пределах ЕС. Именно реальная свобода передвижения — одна из наиболее очевидных бонусов членства в Евросоюзе. За «визовыми» буднями трех посольств — Королевства Бельгии, Федеративной Республики Германия и Республики Польша — наблюдал корреспондент «Дня».
Первый заместитель министра иностранных дел Украины Антон Бутейко недавно в интервью «Дню» рассказывал о том, как однажды решил получить визу в одну из европейских стран не как VIP-лицо и не как хороший знакомый посла этой страны, а как рядовой гражданин Украины. Поэтому он предварительно, зная порядки и сроки выдачи виз, выстоял очередь и вовремя подал документы. Но в указанное время не смог ее получить, поскольку сначала не смог попасть в консульство из-за очередей, а позже несколько раз ему сообщали, что виза еще не готова. В результате господин Бутейко, которому очень необходим был хотя бы паспорт, вынужден был обратиться к послу лично — и на следующий день виза была готова. А что делать простым гражданам в подобных случаях? Ведь таким образом можно не попасть на важную встречу, не говоря уже о том, что именно выстаивание в многометровых очередях является если не унизительным, то как минимум неприятным.
Возможно, высоким должностным лицам стоило бы повторить эксперимент Антона Бутейко хотя бы для того, чтобы на себе почувствовать все проблемы визового вопроса и получить какой-то стимул к более активной работе по их решению. Казалось бы, определенная работа в этом направлении ведется — с сентября Европейский Союз обещал упростить процедуру получения виз для граждан Украины. Однако это упрощение опять же будет касаться привилегированных категорий граждан — дипломатов, журналистов, студентов, а также туристических фирм, которые и сегодня пользуются определенными льготами и в большинстве случаев проблем с получением виз не имеют. А рядовые граждане вынуждены и далее выстаивать очереди, слушать недовольные реплики консульских работников и жаловаться. Друг другу. Ведь у консульства на любые жалобы есть два ответа — «у нас такой порядок и правила, которые не изменятся» и «не может быть, у нас все работники тщательно отбираются и должным образом выполняют свои обязанности».
Не смотря на это, очереди у консульств не уменьшаются. Они есть не только во время сезонных работ, хотя бесспорно, в этот период они значительно больше. Но украинцы не хотят уезжать из страны — по последним социологическим опросам только 6% наших граждан хотели бы навсегда оставить Украину. Тогда почему и зачем украинцы едут за границу? Каково мнение относительно «визовых процедур»?
КУДА И ЗАЧЕМ?
Непродолжительный рейд под тремя консульствами в центре Киева — и можем разделить «визовиков» на три категории: бизнесмены, едущие по делам (80% очереди под консульством Бельгии), «заробитчане», мелкие торговцы (более половины очереди под польским консульством) и едущие погостить к родственникам или друзьям (львиная доля очереди под немецким консульством). Такой ситуативный однодневный расклад, похоже, в известной степени отражает визовую политику стран: Бельгия приветствует бизнес и журналистов, которые понемногу «знакомятся» с европейскими и натовскими структурами; Польша открыта для дешевой рабочей силы; а вот Германия, уже приняв немало «заробитчан» и эмигрантов, с радостью приветствует в основном гостей. Правда, если вспомнить причины недавнего визового скандала, статус гостя оказывается также относительным.
«Земля обетованная» для «заробитчан» сегодня переместилась из Германии, которая была чрезвычайно популярна в середине 90-х, в Польшу. «Гости» из-под немецкого консульства утверждают, что с работой в Германии с каждым годом все хуже. Зато под польским консульством большинство уверено, что работу найдет: «А кто там еще будет спину гнуть целый день на клубнике?» Но все они готовы были бы остаться дома, если бы могли найти достойную работу в Украине: «Где она тут есть, работа? Может, в Киеве и есть, а в селе нет...» «Домашняя» зарплата, которая устраивала бы украинских сборщиков клубники, колеблется в пределах $200 — для многих это «как в раю». Но 30- летняя экс-заробитчанка, которая сегодня едет в Польшу погостить у знакомых, больше не хотела бы там работать из-за низкой зарплаты — на той же клубнике или яблоках платят по $100 в месяц. А 36-летний «гость» из сельской местности под немецким консульством вовсе не жалуется на сельскую жизнь — он работает в колхозе, имеет поле и, «хотя на Канары не полетишь», но все необходимое есть. Невольно вспоминается поговорка, что хорошо там, где нас нет...
ПРОБЛЕМЫ И ПРАВИЛА
Первейшая и очевидная проблема в процедуре получения виз — длиннейшие очереди, на которые не влияют даже погодные условия. Хотя под консульством Бельгии очередь значительно короче, и соискатели виз не особо жалуются — говорят, что когда все документы должным образом оформлены, то никаких проблем нет, с обслуживанием также как будто все хорошо. А вот под немецким и польским консульствами — настоящая ярмарка. Например, под консульством Германии, где все стоят пока что за талонами на собеседование (после этого еще несколько кругов ада — снова очередь уже под центральным консульством, само собеседование или отказ, затем апелляция...) можно получить талон «без очереди» за 150 гривен. Общаясь в рамках следственного эксперимента с местным дилером, корреспонденту «Дня» удалось отследить механизм «мгновенного получения» — вам просто уступают место в очереди под самой проходной (дилером она была занята чуть ли не в 7 утра). Под польским консульством — те же манипуляции, только цена услуги колеблется в зависимости от внешнего вида «клиента». Работники консульства говорят, что даже им по дороге на работу часто предлагают место в начале очереди — кому за $80, кому за 150 евро. Однако люди, стоящие в очередях, четко отделяют подобные манипуляции от взяток, утверждая, что в самих консульствах взяток не берут. Особенно отмечают принципиальность немцев, однако считают, что консульство сознательно позволяет подобным дилерам работать — стоят же они здесь ежедневно, и их наверняка знают в лицо. Многие жалуются именно на беспорядок за пределами консульства. «Там, — жест в сторону немецкого консульства, — безупречные четкость и порядок, а здесь, под забором, бардак. Эти ворота — как водораздел».
Еще одна «интересность» под польским консульством — услуга по заполнению анкет. Девушка лет двадцати, которая якобы работает на туристическую фирму, за 15 гривен берется правильно заполнить вашу анкету. Чеков за оплату этой услуги никто не выдает. Девушка говорит, что деньги она сдает на фирму и получает процент. Клиентуры у нее хватает. С одной стороны — казалось бы, очень удобно, особенно людям, которые не слишком разбираются в том, где находится номер их паспортов или код города, в котором они выданы. Но с другой стороны, в результате такого пассивного заполнения анкеты у путешественников могут возникнуть проблемы уже на границе. «Последнее слово остается за пограничником, — говорит первый советник консульства господин Станислав Гурчинский. — Если цель поездки, задекларированная въезжающим лицом, не совпадает с типом визы, полученной в результате заполнения анкеты за 15 гривен, то пограничник отказывает во въезде. Такие случаи в последнее время участились. Пассажир просто сам не знает, куда и зачем едет — в результате ему в течение года будет запрещен въезд в Польшу. И слезы тут не помогают». «Вся необходимая информация по заполнению анкет есть на стендах перед консульством, — добавляет вице-консул госпожа Анна Новаковская. — Люди просто не хотят читать».
Однако в анкетах есть такие пункты, которые человеку из глубинки действительно сложно понять — например, далеко не все знают, что такое «страна транзита». Так, может, стоило бы ввести официальную платную услугу по оформлению анкет, чтобы избежать недоразумений? «Мы не можем этого сделать, — говорит госпожа Новаковская. — В 2003 году президентом Польши было принято решение о том, что все визы и услуги, с ними связанные, для граждан Украины должны быть бесплатными. Именно поэтому вы можете за один день получить польскую визу. Граждане других стран получают их за определенную сумму и в течение четырех дней». «Мы не хотим иметь ничего общего с деньгами, — подчеркивает господин Гурчинский. — А половина тех людей на тротуаре — мошенники. Поймите, мы несем ответственность за происходящее в стенах консульства, за тротуар мы не ответственны. Это дело украинских властей и правоохранительных органов. Прежняя власть не реагировала на наши жалобы. Пока что, как видите, нет реакции и от новой».
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Проблема выдачи виз двухсторонняя, где все виноваты и в то же время не виноваты. Виноваты граждане, поскольку позволяют надуть себя мошенникам, которые предлагают оформление страховки или анкеты на месте, под консульством, тем самым провоцируя дальнейшие проблемы. Они забывают, что если услуги польского консульства бесплатны, то плата за немецкую или любую другую визу — это плата не за нее непосредственно, а за решение консула, позитивное или негативное. Так что и сумма, если и возвращается в случае отказа, то только частично. Кроме того, консульство не отвечает за погоду и не может сделать навесы над всеми тротуарами (такие пожелания часто можно услышать от граждан). Так что стоило бы более подробно разобраться с правилами выдачи виз в конкретном консульстве и не выдвигать бессмысленных требований.
Однако и к консульствам есть вопросы. Например, граждане часто жалуются, что при оформлении визы обязательно следует подавать документы о страховании, которое, разумеется, платное. В случае же отказа в визе эти деньги вернуть невозможно. Возможно, стоило бы оформлять страховку уже после решения о визе? Понятно, что на сегодня в консульствах устоявшийся порядок процедуры выдачи виз, который вряд ли изменится. Но, возможно, стоило бы об этом подумать? Кроме того, иногда хотелось бы и более вежливого отношения к гражданам. Хотелось бы, чтобы работники консульств, в частности и польского, не просто отправляли граждан переписать анкету, а указывали на конкретные ошибки, чтобы не приходилось это делать трижды и, соответственно, трижды выстаивать очередь. Да, польские визы действительно можно получить очень быстро. В этом — бесспорная привилегия киевского консульства Республики Польша. Сюда приезжают даже из таких городов, как Луцк, Харьков (где есть польские консульства), так как тут процедура ускорена. Однако корреспондент «Дня» лично был свидетелем того, что студентке Киевского национального университета им. Тараса Шевченко отказали в полугодовой польской визе, хотя она имела право как минимум на годичную, поскольку ехала по программе образовательного обмена, дающей конкретные привилегии, в частности, и право на долговременную визу. Теперь ей придется прерывать учебный процесс и возвращаться в Киев, чтобы продлить визу. Зато около соседнего окошечка женщина, которая на вопрос о цели поездки ответила, что едет торговать, без проблем получила визу на полгода...
Выпуск газеты №:
№112, (2005)Section
Панорама «Дня»