Пальмовая ветвь — наша!
Впервые на сцене в Каннах звучал украинский язык
Свершилось: впервые в истории отечественного кино украинский фильм завоевал Золотую пальмовую ветвь на престижнейшем Каннском фестивале. Вопреки по-прежнему равнодушной государственной культурной политике.
Лучшей короткометражной лентой фестиваля признана черно-белая десятиминутка «Путешественники». Имя автора сенсации — Игорь Стрембицкий, 32-летний студент, а фактически, уже выпускник кинофакультета Университета кино, театра и телевидения имени Карпенко-Карого, учился режиссерскому мастерству у одного из лучших на сегодня украинских документалистов — Сергея Буковского.
При всей уникальности события путь Стрембицкого к этому успеху, увы, был совершенно традиционен для наших антикинематографических просторов. Игорь работал над «Путешественниками» три года. И не только потому, что столь тщательно шлифовал каждый эпизод, каждый кадр — это уж само собой. Но и потому, что наш чудесный, а, точнее, убогий кино-телеуниверситет никак не мог выделить молодому режиссеру на его первый, кстати, фильм сколь-нибудь нормальную кинопленку. В итоге после многочисленных просьб расщедрились аж на несколько огрызков пленки, причем каждый из этих даров альма матер имел разные технологические характеристики, то есть склеить из них целостную ленту было весьма проблематично. В довершение ко всему возникли трудности с оператором. Но талант пробивается в самых немыслимых условиях, и Игорь, сам взявшись за камеру, сделал-таки свою изысканную, философски насыщенную картину. После чего уже начинается история в духе американских фильмов о моментальной карьере — жена Игоря и по совместительству продюсер и автор сценария «Путешественников», просто пошла на Главпочтамт, и, заплатив 20 гривен, послала коробку с картиной в Канны.
Впрочем, на этом коллизии не закончились. Уже на фестивале обнаружилось, что «щедрость» нашего университета действительно не имеет границ, и у фильма из-за качества пленки — проблемы со звуком. Тут уж надо воздать должное организаторам и работникам форума — фестивальные киномеханики колдовали над лентой чуть ли не целую ночь и добились-таки качественного воспроизведения. Результат всех этих треволнений, к счастью, известен.
Журналист — профессия вредная… Почему-то вспоминается рефрен из песни группы «Тартак» «Я не хочу бути героєм України, не цінує героїв моя країна». Иными словами — очень хочется надеяться, что теперь Игорю на следующий фильм дадут и достаточно денег, и пленку нормального качества, и наши многочисленные культуртрегеры и киночиновники вкупе с меценатами на каждую его просьбу будут откликаться моментально, действенно и щедро. А если наши своей привычной (в смысле — наплевательской) линии поведения не изменят, то Евросоюз каких-нибудь грантов подкинет. Очень хочется надеяться. Очень.
Но это потом, все потом, а сейчас — поздравляем, Игорь, и спасибо тебе огромное!
P.S. Победа нашего режиссера среди всего прочего охарактеризовалась весьма любопытным инцидентом, уже растиражированным российскими СМИ. Игорь, выйдя получать награду, свою благодарность фестивалю высказал на родном языке. Переводчик же эту фразу переводить не стал, сославшись на свое незнание украинского, и попросил повторить на русском, что Игорь отказался сделать, резонно заметив, что он — украинец и говорить будет на своем языке. То, что рассказали упомянутые российские СМИ об этом случае, процитировать не представляется возможным: просто неинтересно повторять уже многократно слышанные шовинистические банальности. Однако «День» обязательно вернется к этой теме в самые ближайшие дни.
СПРАВКА «Дня»
Победителем 58-го Каннского фестиваля стал бельгийский фильм «Ребенок» братьев-режиссеров Жана-Пьера и Люка Дарденнов. Он получил высшую награду фестиваля — Золотую пальмовую ветвь. «Ребенок» рассказывает незатейливую историю молодой городской семьи — 20-летнего Бруно и 18-летней Сони, у которых рождается сын Джимми. Благодаря этому событию жизнь Бруно, который занимался мелкими кражами и торговлей, жизнь всей семьи начинает меняться. Фильм снят в стиле неореализма.
Присуждение братьям Дарденнам высшей награды стало их личным триумфом, так как они вошли в небольшую группу из четырех режиссеров, которые смогли дважды завоевать Золотую пальмовую ветвь. В 1999 году Жан-Пьер и Люк Дарденны получили высшую награду Каннского фестиваля за картину «Розетта».
Одновременно на прошедшей во дворце Люмьер торжественной церемонии были присуждены и другие главные призы фестиваля. Гран-при Каннского кинофорума удостоился американский режиссер Джим Джармуш за «Сломанные цветы».
Приз за лучшую женскую роль присужден Хана Ласло за израильский фильм «Свободная зона». Приз за лучшую мужскую роль получил известный американский актер Томми Ли Джонс. Он сыграл в собственном фильме «Трое похорон Мелькиадеса Эстрады».
Лучшей постановкой признана картина «Тайна» австрийского режиссера Михаэла Ханеке. Ему вручен приз за режиссуру. Премию за лучший сценарий получил мексиканский писатель Гийермо Арриага за фильм «Трое похорон Мелькиадеса Эстрады», снятый американским режиссером Томми Ли Джонсом. Всего в главном официальном конкурсе нынешнего Каннского фестиваля участвовала 21 картина, представляющая 13 стран.
Выпуск газеты №:
№90, (2005)Section
Панорама «Дня»