Острая интрига банальной корзины
Цены на топливо, дорогие кредиты, инфляция...Вчера по дороге на работу я остановился возле стоявшей на земле корзины с домашними яйцами, которыми, вопреки запретам, торговала молодая крестьянка. «Пять гривен», — определила она цену своей продукции. А я вспомнил, что год назад десяток яиц стоил не больше трех гривен. «Как же так?», — подумал я. Но взглянув на невзрачную одежду и если и не изможденное, то сильно усталое и худое лицо женщины, без слов протянул деньги. Корзина, казалось бы, добавила в цене, но почему же это не сказывается на ее хозяйке?
Собственно, такой же вопрос можно отнести и ко множеству других реальных или символических корзин, с которыми имеют дело украинские граждане: нефтяной, рост содержимого которой предсказывают эксперты, зерновой, а следовательно — хлебной, в отношении которой, как всегда весной, больше вопросов, чем ответов, и той виртуальной продовольственной корзины, чья цена определяет минимальный прожиточный уровень в нашей стране, а от него — и все остальные социальные стандарты, которыми руководствуется государство, выплачивая помощь населению. Правда, есть еще и одежно-обувная корзина, а также жилищно-коммунальная, транспортная, культурно-духовная, медицинская и, не дай Бог, похоронная. А еще — развлекательная, образовательная... Не забыл ли чего? Неважно! Все равно все они держатся на зерне.
Похоже, и теперь, когда совсем другие люди у власти, ситуация с этой главной пищевой корзиной страны не совсем благополучная. Во-первых, нас, как всегда, подвела погода, подложив затяжную зиму. Угроза действительно есть: министр аграрной политики Александр Баранивский сначала объявил, что в этом году посевная в десять раз отстает от темпов прошлого года, потом подкорректировал самокритику до 30%. Его вывод: крестьянам предстоит все делать одновременно: «В один день необходимо делать все: удобрять озимые, в один день сеять раннюю группу, сеять сахарную свеклу и прочее. Сложность в высокой мобилизации». И везде идет отставание. 10% озимых погибло, и их придется пересевать. Вдвое против прошлогоднего отстали по удобрению посевов, а тут еще и производители минеральных удобрений подводят: не сделав запасов для собственного села, отправили все на экспорт и не успевают обеспечить «наши потребности». А о нефтепереработчиках и говорить не приходится: воспользовались, по словам премьер- министра, своим монополизмом и играют с украинским рынком, повышая цены. Правда, за столь резкие высказывания главе правительства, похоже, пришлось отвечать перед Президентом, а в самом правительстве даже возникли по этому вопросу определенные разногласия.
Так что Президент вполне мог прописать правительству более активную политику. К примеру, предусмотренные бюджетом потребности села на начало апреля были профинансированы лишь на 12 процентов. Отвечая на соответствующий вопрос «Дня», Баранивский заверил, что графики смещаются и из предусмотренных 1,7 миллиарда гривен 600 миллионов на апрель и май будут профинансированы... Кто же запаздывает?
Личная ответственность за работу аграрного комплекса возложена Президентом страны на премьер-министра Юлию Тимошенко. Тем не менее партнеры села далеко не всегда выполняют меморандумы, подписанные ими по настоянию правительства. Так, банки обязались давать кредиты аграриям под 17% и под залог урожая в соотношении 1:1,5. Но только Проминвестбанк, по признанию министра Баранивского, добросовестно выполняет договор. Безусловно, очень чувствительным для селян будет очередное решение правительства о компенсации банковских процентов. (Если, конечно, не повторится прошлогодний опыт, когда это обещание выполнялось далеко не всегда...). Таким образом, крестьяне должны получить в этом году не меньше 16 миллиардов кредитов, что составит 70% затрат на производство продукции. Что же останется им, когда придет время возвращать деньги? Есть намерение у правительства поддержать и мелкие (домашние) крестьянские хозяйства с тем, чтобы повысить вес сдаваемого на убой скота. И есть даже подсчет: в результате 300 тысяч тонн мяса будет получено дополнительно. Но есть ли у правительства механизм для этих дотаций, позволяющий дойти с ними до каждого хлева? Не будет ли он передан в руки монополистам, которые используют его для снижения закупочных цен с тем, чтобы с учетом дотаций оставить их на прежнем уровне? Сегодня большинство крестьян недовольны тем, как в предыдущие годы действовал механизм дотаций на молоко и мясо. Сегодня правительство уверяет в том, что разработаны прозрачные схемы для этих бюджетных денег. Нам остается ему только поверить...
Между тем, заботясь таким образом о поддержке и развитии украинского села, «социалистическое» МинАП заранее подыскивает «козлов отпущения». Дело в том, что сегодня предложение зерна на украинском рынке существенно превышает спрос. Из- за этого цены относительно низкие. То есть зерновая корзина вроде бы и полна, но в финансовом плане легковесна. И у аграриев, получается, нет особых перспектив. В чем причина? По мнению Баранивского, «аграрный рынок сегодня монополизирован зернотрейдерами... Они диктуют цены, а не производитель».
Зернотрейдеры с этими обвинениями не согласны. Они считают, что конкуренция на украинском рынке даже усилилась, но при этом отмечают: ценовая ситуация настолько сложная, что им фактически приходится брать на себя все затраты, связанные с экспортным оформлением зерна, перевозкой, получением необходимых сертификатов, таможенными процедурами и т.п. При этом трейдеры надеются, что они когда-то смогут компенсировать свои убытки, связанные с такой деятельностью, за счет возвращения НДС. Но перспективы этого, по их словам, до сих пор не очевидны. В заявлении, присланном в «День», Украинская зерновая ассоциация подчеркивает, что министр аграрной политики возвратился к риторике, которая практиковалась два-три года тому назад, вместо того, чтобы разобраться в реальных слагаемых затрат на зерновом рынке. Среди встречных претензий зернотрейдеров — продолжающийся невозврат НДС, ненужные расходы на дезинфекцию железнодорожных вагонов, резкий рост транспортной составляющей «зерновой корзины» в связи с повышением железнодорожных тарифов (эта составляющая на 60% выше, чем при перевозке дизельного горючего, на 24% больше, чем для нефти, на 203% больше, чем для экспорта лома черных металлов). И действительно, почему бы МинАП не заняться выяснением и решением этих и других подобных вопросов? Может быть, тогда станет понятно, почему сегодня, как и в прошлом, сельхозпроизводители недовольны ценами реализации на свою продукцию. Практики зернового рынка убеждены, что Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» требует существенной доработки и усовершенствования. В нем, в частности, нечетко расписаны процедуры деятельности Аграрного фонда, что создает предпосылки для неэффективного использования бюджетных средств. Не прописан механизм отбора предложений для закупки в пределах интервенционных операций и многое другое... Как отмечают операторы рынка, предусмотренная этим законом возможность проведения так называемых консультаций вообще является скрытой формой шантажа. Их суть с точки зрения государства, как считают зернотрейдеры, приблизительно такова: «Если цены на рынке по нашему мнению слишком высокие (или низкие) и вы не соглашаетесь их снизить (или повысить), то мы введем административное регулирование». А это, по мнению специалистов, не что иное, как фиксация порочной практики административных ограничений, которые применялись в предшествующие годы. Только теперь они будут действовать уже на законодательном уровне.
Исполнительный директор Ассоциации фермеров Украины Яков Кириченко сказал «Дню», что недавно при открытии аграрной выставки в селе Чубинское состоялось заседание совета Ассоциации, и фермеры в своих выступлениях высказывали «очень много недовольства ценами на зерно, особенно в сравнении с ценами на горюче-смазочные материалы». Корзина снова будет полна, а лица ее собственников грустны?
Выпуск газеты №:
№67, (2005)Section
Панорама «Дня»