Заплатят все
Новый проект бюджета нацелен на отбор и раздачу денегСегодня Верховная Рада начинает обсуждение представленных правительством изменений к утвержденному ранее бюджету страны на 2005 год. Особенность нового бюджетного раунда состоит в том, что правительство по сути создало совершенно новый бюджет, сопроводив его множеством законопроектов, в корне меняющих налоговую и финансовую систему страны. Спикер парламента Владимир Литвин отметил, что «это предвыборный бюджет, поскольку правительство вынуждено заполнять те пробелы, которые образовались во время избирательной кампании», и поскольку «необходимо реализовать свои предвыборные обещания». По словам Литвина, если действующий госбюджет на 59% состоял из социальных расходов, то предлагаемый законопроект — на все 80%. Предопределяя реакцию сессионного зала, Литвин охарактеризовал новый бюджет довольно резко: «это не бюджет развития, это бюджет проедания». Спикер также отметил, что правительству придется доплачивать за предыдущие месяцы по ряду социальных выплат и при этом высказал опасения о возможном «развитии инфляционного процесса». «Мы должны выйти на взвешенное решение, чтобы не получился очередной экономический перекос», — подчеркнул Литвин.
По словам вице-премьера по гуманитарным и социальным вопросам Николая Томенко, «есть большая вероятность того, что бюджет не будет принят в Верховной Раде в четверг». К такому выводу он пришел в связи с тем, что комитеты Верховной Рады по вопросам финансовой и банковской деятельности, а также по вопросам бюджета (формально его до сих пор возглавляет... секретарь СНБО Петр Порошенко) «были достаточно критичны при обсуждении этого документа».
В принципе и политический класс и бизнес восприняли бюджетную революцию, устроенную правительством Тимошенко, без особого восторга. Понятно, что столь большое количество документов, подготовленных, прямо скажем, в авральном порядке, не просто переварить и освоить. Тем более, что слишком многие положения бюджетных законопроектов прямо или косвенно затрагивают чьи-то интересы. Бюджет, как отмечают эксперты, во многом построен не на том, чтобы зарабатывать деньги, а на том, чтобы их отнимать и раздавать. Весь вопрос в том, кто именно попадает «под раздачу». Похоже, это хорошо понимает бизнес-среда. Но правительство идет ва-банк, рассчитывая переломить частный интерес угрозой нового Майдана. Ось противостояния парламента с правительством будет вертеться в основном вокруг потери преференций и льгот в автомобильном бизнесе, судостроении, на энергетическом рынке, в агропроме, деятельности научных учреждений, свободных экономических зон и технопарков.
Накануне обсуждения правительство демонстрировало крайнюю решительность не допустить кардинальных изменений в свои бюджетные законопроекты и заявляло, что не будет торговаться с депутатами, шантажируя их ответственностью за срыв 16 социальных программ, которые должны составить предвыборный ресурс как правительства, так и представленных в парламенте партий. Но, как говорится, время покажет. Во-первых, для правительства оно ограничено 1 апреля, когда вводится в действие ряд бюджетных новаций. Во-вторых, заостряя бюджетную дискуссию, правительство больше всего рискует тем, что это позволит выкристаллизироваться и консолидироваться оппозиции. Как говорил когда-то «Дню» глава Фонда госимущества Михаил Чечетов, ничто так не объединяет, как ущемленные бизнесовые интересы.
Выпуск газеты №:
№51, (2005)Section
Панорама «Дня»