Святослав ПИСКУН: «Есть такое лицо!»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050302/438-1-1.jpg)
Следствию известно о том, кто отдал приказ исполнителям — убить журналиста. Вчера это заявление Святослава Пискуна — «Есть такое лицо!» — стало, пожалуй, главной новостью. В пятницу, по словам генпрокурора, планируется допрос Юрия Кравченко — экс-министра внутренних дел, одного из основных фигурантов кассетного скандала. Вместе с тем генпрокурор подчеркнул, что только суд может поставить точку в этом деле. Пискун предложил экс-сотруднику госохраны Украины Николаю Мельниченко прибыть в Украину для дачи показаний, предоставить оригиналы имеющихся записей и техническое оборудование, на котором они сделаны, и провести международную экспертизу при его участии. Он также извинился перед семьей Г. Гонгадзе, «за то несовершенное следствие», которое велось в течение трех лет в Генеральной прокуратуре, а также за действия своих предшественников на посту генпрокурора. Себя, по-видимому, генпрокурор в виду не имел. Во время пресс-конференции он неоднократно рассказывал, как близко его команда в свое время подошла к разгадке...
Последние несколько дней были отмечены чередой заявлений, событий и слухов, так или иначе связанных с «делом Гонгадзе». Заявление министра внутренних дел Юрия Луценко о том, что нашли машину, в которой увезли Георгия, покушение на одного из «оборотней», якобы причастных к убийству журналиста, наконец — экстренный брифинг Президента Виктора Ющенко. Глава государства заявил: «Есть основания утверждать, что убийство Гонгадзе раскрыто». А также о том, что убийцы журналиста задержаны и дают показания. Среди других важных заявлений Президента — сообщение о решении создать Национальное бюро расследований, которое «должно сконцентрировать в себе расследование наиболее громких нераскрытых дел плюс вести антикоррупционную деятельность в органах власти». Другой информационный посыл в речи Президента многие расценили как выражение доверия Генеральному прокурору Святославу Пискуну: «Я не исключаю того, что снятие генпрокурора господина Пискуна было связано с тем, что следствие значительно приблизилось к раскрытию этого дела... Я хотел бы поблагодарить, прежде всего, работников Генпрокуратуры, генпрокурора, который персонально вел дознание определенных лиц...».
В отличие от Президента, наиболее заинтересованные в раскрытии этого преступления люди — мама и вдова Георгия — не спешат благодарить следствие. Более того, Леся Гонгадзе заявляет, что намерена судиться с Генеральной прокуратурой. В эфире канала «1+1» она сказала, что располагает датированным 2000 годом открытым письмом Г.Гонгадзе в Генпрокуратуру с просьбой защитить его от преследований, а также уведомлением о получении этого письма. «Я не буду искать убийц. Я буду судиться с Генпрокуратурой», которая «должна понести самое суровое наказание, потому что она четыре с половиной года издевается надо мной и над народом Украины», — сказала Л. Гонгадзе. Мирослава Гонгадзе со своей стороны считает, что говорить о раскрытии дела рано. «На самом деле дело будет раскрыто только тогда, когда будут найдены заказчики, а не только исполнители этого преступления», — сказала она в прямом эфире украинского телевидения по телефону из США.
По-разному восприняли известие о близком окончании «дела Гонгадзе» представители отечественного политикума. Лидер фракции СДПУ(О) Леонид Кравчук назвал заявление Президента преждевременным. «Возможно, ему надо было это сказать тогда, когда будут окончательные выводы, потому что немало в истории случаев, когда свидетель или исчезает, или отказывается от своих показаний, и тогда президенту приходится пояснять, что его подставили, — это плохо», — сказал Л.Кравчук вчера журналистам. В то же время он подчеркнул, что «если это правда, то это важный шаг вперед».
Экс-секретарь СНБОУ и бывший министр обороны Евгений Марчук в интервью «5 каналу» отметил, что воспринял оптимистически вчерашнюю новость о раскрытии дела Гонгадзе. Однако он убежден в том, что до получения вещественных доказательств к ней следует относиться осторожно. Кроме того, Е.Марчук заявил о том, что для расчистки прошлого украинской политики процесс по делу Гонгадзе должен быть максимально публичным.
Член фракции Блока Юлии Тимошенко Андрей Шкиль считает, что раскрытие дела об убийстве Г.Гонгадзе должно дать ответы на вопросы и по другим резонансным и пока не раскрытым делам. «Это должно быть демонстративно-показательным делом», — сказал А.Шкиль. По мнению депутата, раскрытие дела «конечно, затронет политический истеблишмент» страны, однако в какой степени — будет зависеть от новой власти. В то же время депутат Степан Гавриш предостерегает политические силы от использования раскрытия дела Гонгадзе как «инструмента для люстрации политических оппонентов».
Эксперт временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию убийства журналиста Валерий Ивасюк задается вопросом: «Не является ли то, что происходит по делу Гонгадзе, отвлекающим маневром в деле процесса перераспределения собственности и власти, и не является ли функцией этого вызвать доверие к органу, который будет основным инструментом перераспределения — к Генеральной прокуратуре?»
Некоторым диссонансом к энтузиазму Президента прозвучал комментарий премьера: «Я бы воздержалась от любых комментариев, пока дело не будет передано в суд. У нас уже много было наговорено, и разными людьми. Это похоже на какую-то пиар-кампанию», — сказала Юлия Тимошенко.
О возможных последствиях раскрытия убийства журналиста рассуждают и отечественные политологи. По словам Дмитрия Выдрина, «некоторые возможные участники будущих парламентских выборов, возможно, будут проходить как фигуранты, или хотя бы как свидетели по делу Гонгадзе, что не даст им возможность участвовать полноценно не только в выборах, но и вообще принимать участие в дальнейшей политической жизни Украины». Собственно, нервозность по этому поводу уже видна по заявлениям депутатов экс-аграрной фракции ВР. По мнению Владимира Фесенко, раскрытие убийства журналиста положительно повлияет на имидж Украины, а также новой власти, которая таким образом докажет истинность своего стремления к поиску правды и восстановлению справедливости. Однако В.Фесенко подчеркивает, что это станет возможным только в том случае, если дело действительно будет раскрыто и не будет попытки превратить его в акт политической мести. То, что с заявлением по этому поводу выступил Президент, В.Фесенко объясняет желанием как можно быстрее сообщить обществу «хотя бы часть правды об этом деле».
А Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий обратил внимание на следующий нюанс: «Дело Гонгадзе, его моральное и судебное завершение не может не сказываться на дальнейшей судьбе части предыдущей элиты, которая сыграла ключевую роль в поддержке Ющенко в период между первым и вторым туром. Парадокс ситуации в том что прямые оппоненты Виктора Ющенко по президентской кампании и возможная жесткая оппозиция, прежде всего в лице Виктора Януковича, Партии регионов, Медведчука, СДПУ(О) не связаны с делом Гонгадзе... Во время «горячей фазы» они находились вне институтов власти, не были на олимпе президентской вертикали Кучмы. А ряд политических союзников и партнеров могут оказаться в центре этого процесса, и связанных с ним политических воздействий и обвинений. Такие парадоксальные моменты будут учитываться новой властью и политическим сообществом в ходе судебного процесса», цитирует политолога Forum.
В то же время министр внутренних дел Юрий Луценко заявил, что следствие действительно арестовало убийц Георгия Гонгадзе. По мнению Луценка, преступление было раскрыто новой властью быстро, «так как предыдущая власть не давала это сделать ни работникам милиции, ни Генпрокуратуре». Министр также настаивал на том, что речь идет не об «эксцессе исполнителя» (случайный выстрел с целью устранения), а именно о сознательном убийстве.
Напомним, что позавчерашнее резонансное выступление Президента Ющенко перед журналистами прошло в формате «без вопросов», которых, естественно, немало. Можно ли называть задержанных по делу Гонгадзе «убийцами» уже до того, как соответствующее обвинение вынес суд? Очевидно, речь идет пока только о подозреваемых. Почему вопросы следствия комментирует Президент, а не сотрудники правоохранительных органов, которые непосредственно ведут дело? Не является ли происходящее очередным витком «кассетного скандала»?
Выпуск газеты №:
№38, (2005)Section
Панорама «Дня»