Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Иракский полушаг

02 февраля, 19:41
ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИРАКЦЕВ ВСЕ-ТАКИ ЕЩЕ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ ВЫБИРАЕТСЯ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ / ФОТО РЕЙТЕР

В Ираке продолжается подсчет голосов. Ручной пересчет бюллетеней с более чем 5200 участков завершен, протоколы доставлены в Багдад и вводятся в электронную базу данных. Весь процесс, с учетом рассмотрения жалоб, может занять до десяти дней. Первые результаты говорят о том, что нельзя быть уверенным в выборе иракцами демократии. Очевидно, положено только начало длительному процессу модернизации этой арабской страны. Возможно, публикуемый ниже материал поможет украинскому читателю лучше узнать ту страну, в которой находятся более 1600 наших военнослужащих.

Относительно успешные выборы в Ираке — важная победа для построения демократии. Но этого недостаточно для проведения либеральных реформ на Ближнем Востоке.

Здесь заключается важное различие. Антидемократическими силами, которые пытались помешать людям голосовать, были арабские террористические группировки мусульман-суннитов: от сторонников свергнутой диктатуры Саддама Хусейна до последователей экстремистского исламизма Усамы бен Ладена. Поскольку арабские сунниты, составляющие менее 25% населения Ирака, знали, что они не смогут победить на демократических выборах, многие их лидеры объявили бойкот.

Помимо их, 75% населения Ирака составляют арабские мусульмане-шииты, которые знают, что они будут управлять новым режимом, и курды, которые стремятся к местной автономии. Таким образом, большая часть населения была уверена в том, что демократически выбранное правительство будет служить ее интересам, и активно участвовала в голосовании. Действительно, шиитские мусульманские духовные лица приказали своим людям — в том числе женщинам — принять участие в голосовании, предупредив, что оставаться дома в день выборов — это грех.

Но если активное участие в выборах, хотя и обоснованное скорее интересами отдельных групп, а не верой в демократию, было хорошей новостью о выборах в Ираке, то плохой новостью является отнюдь не демократически настроенное руководство, которое выбрали иракцы. Партии, выступающие за либеральные реформы, которые пытались повысить чувство общей идентичности и обратиться ко всем жителям Ирака, не имели успеха. Победившая коалиция разделяет взгляды аятоллы Али Систани, которого можно характеризовать как умеренного исламиста, но многие члены его коалиции склоняются к экстремизму. В будущем, особенно без Систани, которому 74 года, новый иракский режим может снова превратиться в диктатуру.

Такая двусмысленность в Ираке является ярким примером проблемы, с которой повсюду столкнулись арабские демократические реформаторы. У них есть веские аргументы, но им не хватает большого количества последователей. Движение за проведение реформ уже изменило характер дискуссий в арабском мире, но ему все еще предстоит пройти долгий путь.

На протяжении половины столетия, объясняют реформаторы, арабские националистические режимы были бедствием, создавая общества и экономические системы, которые низко котировались любой статистической мерой развития, в то же время приводя свои страны к неисчислимо дорогостоящим, но бесплодным войнам и кризисам. В то время, когда распространяется демократия, они остаются диктатурами.

Но самой сильной альтернативой такому статус-кво являются мощные исламистские оппозиционные движения, у которых нет никаких реальных вариантов развития и которые просто стремятся навязать другой «аромат» диктатуры. Терроризм, порожденный многими такими группами, создает все более серьезную внутреннюю угрозу, еще больше разрушающую общество.

Помимо борьбы с этими более сильными арабскими националистами и исламистами, арабские либералы должны решить большой ряд проблем, включая модернизацию, или смягчение ислама, отношения с Соединенными Штатами, арабо-израильский конфликт и права женщин. Во всех случаях они должны решить: противостоять или поддерживать «священных коров» националистической и исламистской идеологии? Здесь нет простых ответов.

Рассмотрите ислам. Предложить атеизм — исторически традиционный подход западных либералов — в арабском мире это означает политическое самоубийство. Призыв к модернизации ислама, позволяющей духовенству иначе толковать его законы в свете современных условий, является более приемлемым. Но у такого варианта есть также потенциально опасный недостаток. В конце концов, это именно то, что сделали радикальные исламисты, например, изменив традиционное осуждение исламом террористов-самоубийц.

Самая легкая стратегия для либералов состоит в том, чтобы примкнуть к консервативным мусульманам, которые отвергают не только радикальный исламизм, но и политические реформы. К тому же многие либералы, особенно в Саудовской Аравии, предлагают работать на современные режимы против радикальных исламистских революционеров — это понятная реакция, но она укрепляет авторитарный статус-кво.

Для более умеренной современной интерпретации ислама есть несколько образцов для подражания. Возможно, самым важным является образовательная система Туниса. Там студенты исламского университета также изучают Библию, а учебный план придает особое значение наиболее терпимому толкованию ислама. Например, один выпускной экзамен организован так, чтобы студенты использовали исламские тексты для написания эссе, показывая, что к немусульманам необходимо относиться справедливо.

При построении демократии либералы отклоняют аргумент, который используют сегодняшние арабские правители: что первые свободные выборы будут и последними, потому что исламисты победят и установят теократические режимы. Реформаторы утверждают, что огромное большинство людей поддерживает умеренные решения или что, по крайней мере, радикальным исламистским группам придется стать прагматическими, чтобы соперничать за власть и управление.

Но такое развитие событий еще не гарантированно. На выборах в Палестине в январе победил относительно умеренный лидер, потому что его выдвинуло правящее движение ФАТХ и исламисты бойкотировали выборы. Но сразу после этого на выборах в местные органы власти в Газе радикальные исламисты, которые проповедуют терроризм, победили в семи из десяти муниципальных советов.

То, что происходит в Ираке, покажет, как выбранное правительство исламистского типа умеет обращаться с властью. Впрочем, новая либеральная волна в арабском мире освещается СМИ, которые похвалили выборы в Ираке и предположили, что они могли бы стать хорошим примером для других арабских стран.

Существует много других небольших признаков того, что перемены возможны. Например, все арабские заявки на участие в ежегодном конкурсе эссе, организованном одним западным агентством, ранее были сосредоточены на якобы ответственности Израиля за все проблемы в регионе. В этом году авторы единодушно сделали своей темой необходимость преобразования своего собственного общества.

Либеральное демократическое реформистское движение среди арабов не исчезнет. Борьба будет долгой и тяжелой, и победа не гарантирована. Но эти группы уже стали одним из главных соперников в идейной борьбе в арабском мире. Теперь они надеются стать фактором, который приведет к реальной перемене. Выборы в Ираке были важным полушагом в этом направлении.

Барри Рубин — директор программ глобальных исследований в Центре международных дел (GLORIA), редактор журнала Middle East of International Affairs (США).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать