Перейти к основному содержанию

Здесь и сейчас

Как вы хотите жить?
21 октября, 19:13

Конечно, хорошо, — скажете вы. Да только где оно, это «хорошо»? Одни убеждены, что там, где «нас нет». Другие (и к ним относятся эксперты, к которым обратился «День») считают, что жить хорошо нужно здесь и сейчас. Хотя и отдают себе отчет, что не всегда это удается и само по себе не случится, а только если приложить свои собственные усилия. Как тут не вспомнить Виктора Шендеровича, который говаривал: если вы голосуете за коммуниста Шандыбина, то почему хотите, чтобы за вашим окном был разбит английский газон? Потому нашим экспертам мы задали еще два простых вопроса: что нужно сделать для того, чтобы жить хорошо, и что лично вы готовы для этого сделать?

Петр КРАЛЮК , доктор философских наук, профессор Национального университета «Острожская академия»:

— «День» задал одновременно простой и непростой вопрос.

Начиная с Платона, европейские мыслители думали над тем, как создать идеальное общество, где бы человек чувствовал себя комфортно. Но все эти планы оказывались утопией — жизнь намного сложнее представлений и схем, которые создает человек. Были и мыслители, как, например, наш Григорий Сковорода, которым не хотелось жить в этом мире и они бежали от него. Хотя это тоже утопия, правда — навыворот. Предлагать очередную утопию? Зачем? Разве что предложить нечто от противного. Итак, не хочется жить в обществе, где понятие национального достоинства очень абстрактно, где национальная солидарность близка к нолю, где каждый сам за себя, и в конечном счете не работает национальная идея.

В Японии, например, она, эта идея, сработала. И страна, хотя и была унижена послевоенным поражением, сегодня принадлежит к мировым лидерам. Потому что у японцев есть национальное достоинство. Это их богатство. Если у нас будет такое же чувство достоинства, то мы, возможно, догоним, а то и перегоним Японию. «Что сделать, чтобы это произошло?» — спросите. Всего только стать японцами. А что в этом плане я делаю лично? А ничего. Потому что японцем становиться как-то не хочется. И вспоминаются слова римского императора и великого философа по совместительству Марка Аврелия: «Чаще задумывайся над связью между всеми вещами, которые есть в мире, и над их соотношением...»

Вадим СКУРАТИВСКИЙ, писатель, философ:

— Я хочу жить только в Украине, и только в демократической. Чтобы здесь, прежде всего, не было осатаневшей бюрократии. Общество и я лично можем сделать для этого только одно — пойти на выборы и проголосовать за достойного кандидата.

Николай СЛЮСАРЕВСКИЙ, директор Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины:

— Я принадлежу к пока что не очень распространенной прослойке населения, которая вообще считает, что живет в той стране, в которой и хочет жить — в независимом украинском государстве. Это для меня наиболее фундаментальный факт, который перевешивает все другие проблемы, в том числе всяческие существующие неурядицы. Еще хотелось бы, чтобы наше государство было страной с четко определенным внутренним и внешним курсами. Но в то же время я понимаю, что те, кто определяет эти курсы, в некотором понимании заложники ситуации в обществе в целом.

То есть они вынуждены считаться с разновекторностью самого общества. Так, короче говоря, я хотел бы, чтобы Украина была государством с консолидированной нацией. Для этого, думаю, следует, в первую очередь, донести желательную до каждого гражданина консолидирующую идею, цель. И я откровенно не разделяю пессимистические настроения тех, кто говорит, что такая идея отсутствует или не сформулирована. Наоборот, думаю, что идея понятна. Ее, конечно, можно по-разному излагать, толковать, но на данном этапе национальной идеей может и должна быть идея построения сильного и демократического украинского государства, которое бы уважали все, которым мог бы гордиться каждый. Вопрос только в том, что национальная идея, какую бы формулировку ей ни давать, может быть, простите за тривиальность, только в том случае, если ее разделяет нация. То есть проблема не в формулировке, а в том, чтобы донести эту формулировку до граждан. И здесь, конечно, элита должна пойти на определенные шаги, связанные с самоограничением, с отказом от саморазрушительных противостояний и тому подобное. Возможно, эти пожелания похожи на тезисы кота Леопольда, но другого выхода сегодня не вижу. На данном этапе, по моему глубокому убеждению, больше зависит от субъективного осознания политической элитой своей роли. Если она не выполнит своей исторической миссии, то, собственно говоря, остается проблематичным будущее нашего государства, нашего общества.

Я лично для этого и работаю. Готов работать и больше. А кроме того, сотрудничать со всеми, кто стремится к тем же целям, что и я. И, возможно, имеет большие ресурсы для их реализации.

Бронислав ОМЕЦИНСКИЙ, советник главы Государственной туристической администрации по вопросам деятельности курортов:

— Я вижу Украину похожей (по уровню жизни), возможно, на Францию или Германию. Однако хочу все-таки жить только в Украине. Но мечтается, чтобы наше государство было все-таки правовым. Для этого, разумеется, нужно преодолеть коррупцию, обезглавить теневые структуры, перестать разделять бизнесменов на «своих» и «чужих». Тогда Украина будет страной, в которой хочется жить. Лично я для достижения этой цели, при необходимости, готов даже идти на баррикады.

Константин РОДИК, главный редактор журнала «Книжник-ревю»:

— Мне бы хотелось жить в стране, которая саморазвивается, беря лучшее из мирового опыта. Правда, универсальных лекал государственного строя, как известно, не существует. Для Соединенных Штатов, например, не подходят европейские, а Украине — российские, польские или немецкие. Но можно говорить о каком-то основополагающем образе жизни в тех или других странах, который был бы привлекателен для меня как гражданина Украины. Однозначно меня не привлекает тот политический уклад, который сегодня существует в России. Понятийное государство, которое ведет войну на собственной территории, — это не та форма гражданского общества, в котором бы мне хотелось жить. С другой стороны, сказать, чтобы мне хотелось жить в Германии или в Соединенных Штатах, я тоже не могу, поскольку у них есть свои проблемы, с которыми они борются и пока что не нашли им решения.

Наша властная элита должна понять, что в сегодняшнем обществе главное не набитый кошелек, а эксклюзивная информация, то есть информация мнения человека, который является специалистом. Пока этот специалист не будет поставлен на уровень национального сокровища, до тех пор мы не сможем выбрать оптимальный путь развития. И будем, как и тринадцать лет назад, искать свою национальную идею. Эту идею давно уже можно было бы сформулировать, если бы на это были воля и желание. У нас их пока что нет. Вот когда интеллектуальная элита будет поднята на ступень равноправного партнера политической власти, тогда мы сможем определить тот путь, который можно пройти безболезненно. И в конце будет не тупик, а что-то стоящее того, чтобы там жили не только мы, но и наши дети и внуки.

Я в последние годы издаю книжный журнал. Этот журнал существует для того, чтобы подать, в том числе и представителям властной элиты, предложение: нужно читать, чтобы не покупать все время кота в мешке. А знать, какие модели существуют и уже выбирать из них сознательно.

Валерий РЯБУХА, старший преподаватель Черниговского юридического колледжа Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, подполковник внутренней службы:

— Как и все люди, я бы хотел всегда быть счастливым. Тогда и людям, которые меня окружают, будет рядом уютно и комфортно. Я считаю себя счастливым человеком, потому что у меня есть работа, которую люблю, есть возможность реализовать свои мечты и стремления. Однако естественно, если человек хочет чего-то большего, чем имеет. Для меня это стремление носит нематериальный характер. Хотелось бы чего-то достичь в моральном и духовном направлениях. Как минимум, я хотел бы, чтобы в Чернигове, да и во всей Украине работала разработанная мной программа «Образование против наркотиков», которую я и мои единомышленники сейчас вводим в школах. Или хотя бы подобные ей программы. Мое личное авторство здесь значительной роли не играет. Главное — это польза для общества, которую приносит такая работа. Программа разработана на основании моего опыта, приобретенного во время работы и обучения в США, Великобритании, Ирландии, Польше. Ее задача — дать несовершеннолетним информацию о влиянии наркотиков на организм человека, помочь детям научиться принимать решения на основании предвидения их последствий и находить альтернативу наркотикам,— например, занятие музыкой, спортом, туризмом... Программа внедряется путем проведения тренингов и интерактивных занятий по принципу «равный — равному» и до конца года будет работать уже в 20 черниговских школах. Хотелось бы, чтобы в следующем году ею были охвачены все общеобразовательные учебные заведения города. Это то, что я пытаюсь лично делать для оздоровления нашего общества, потому что мне хотелось бы, чтобы его уровень достиг западных стандартов. Меня часто наши люди спрашивают: «Чем жители стран западной цивилизации отличаются от нас?» В ответ я говорю всего несколько слов: «Уважением друг к другу и самоуважением». У них эти качества значительно больше, чем у нас, развиты. У нас чего только не говорят об американцах: какие они не воспитанные, и жестокие, и бездушные... Ничего подобного! Среднестатистический американец, который проходит мимо вас на расстоянии более полуметра, всегда извинится за то, что нарушил ваше жизненное пространство. И не только американец. Это то, что больше всего отличает западную цивилизацию от нашей, восточноевропейской. Я бы очень хотел, чтобы мы уважали друг друга. Я отношусь к людям с уважением, тем самым пытаюсь задавать определенный стандарт общественного поведения. А послужит ли он для кого-то положительным примером, это уже другой вопрос.

Юрий КОРОЛЬКОВ, директор научно-производственного предприятия «Пульсар», Житомир:

— Я по профессии высококвалифицированный инженер-разработчик в отраслях бортовых измерительно-регулировочных комплексов и технического зрения, которое является основой искусственного разума, автор больше десятка изобретений. Логично, что для меня очень важно, чтобы мой интеллект был максимально востребованным в обществе и достойно оцененным. Чтобы таким образом между мной и обществом существовали гармоничные отношения. Но, к сожалению, после революционных потрясений начала 90-х годов прошлого века многие высокотехнологические производства были разрушены, а наука, даже прикладная, оказалась в глубоком кризисе. Особенно это чувствуется в малоразвитых регионах. Мне пришлось заняться больше коммерцией, издательским делом. Сейчас ситуация в стране начинает стабилизироваться, но высокотехнологическое производство, во всяком случае в Житомирщине, а с ним и спрос на серьезные прикладные научные разработки, пока возрождаются или развиваются низкими темпами. Нужны солидные инвестиции. Мы можем использовать собственный интеллектуальный потенциал и не идти слепо в хвосте развитых государств. По всей вероятности я говорю о несколько общих вещах, но именно от этого зависит, как я буду чувствовать себя в нашем обществе. Т.е. необходимо на практике, а не на словах перейти к стимулированию развития высокотехнологических отраслей. У нас в области, и, по-видимому, это характерно для всей Украины, очень актуальным является вопрос энергосбережения. Но пока концентрации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов на этом направлении не наблюдается. Я лично готов участвовать в реализации проектов, направленных на разрешение названных задач. Думаю, что и на Житомирщине, и в Украине в целом осталось достаточно специалистов, которым они по плечу.

Светлана МАРКОВА, кандидат исторических наук, член Социологической ассоциации Украины (Хмельницкий):

— Центр социальных исследований Хмельницкого в октябре 2004 года провел опрос студентов на тему: «Как бы вы хотели жить, что для этого нужно сделать и как это сделать?». Итак, вопросы почти тождественные тем, которые поставила газета «День». Думаю, что ответы на него будут интересны для читателей.

В качестве гипотезы был выдвинут тезис, что в большинстве случаев такие понятия, как «комфортность жизни», «благосостояние» будут связываться с уровнем материального обеспечения и возможностью духовной самореализации. Из генеральной совокупности 1027 студентов института была сделана выборка — 103 студента (10 процентов), в которой пропорционально по численности были представлены студенты I-V курсов, обеспечившие необходимый уровень достоверности результатов.

Среди вопросов, которые должны определить материальную культуру, идентификацию респондентов, можно выделить такие: «Как вы оцениваете свое материальное положение?» и «Как вы оцениваете свой образовательно-культурный уровень?». Свое материальное положение назвали высоким 0,9 процента опрошенных, средним — 78,3 процента, низким — 20,8 процента. В то же время образовательно-культурный уровень осознается студентами таким образом: высокий — 26 процентов, средний — 63,4 процента, низкий — 10,6 процента.

На вопрос «Какие сферы общественной жизни нуждаются в кардинальных изменениях?» получены такие результаты: здравоохранение — 19 процентов, образование — 27 процентов, экономика — 31 процент, политика — 23 процента.

Среди аспектов жизни человека, с которыми в первую очередь связываются такие понятия, как «комфортность жизни» и «благосостояние», респонденты назвали: материальное положение — 61 процент, широкие гражданские права — 23 процента, возможность самореализации как духовной личности — 16 процентов.

На вопрос «Что мешает вам жить так, как вы хотели бы?» получены следующие результаты: безразличие должностных лиц — 23 процента, коррупция — 29 процентов, безработица — 27 процентов, личная пассивность в общественной жизни — 11 процентов. В то же время на связанный с этим вопросом следующий — «Кто или что должно в первую очередь меняться, чтобы произошли качественные изменения лично в вашей жизни?» ответили, что меняться должна власть — 80 процентов, меняться должен сам человек — 20 процентов.

На вопрос «Считаете ли вы, что образование является залогом стабильного будущего?» ответили «да» — 90 процентов, «нет» — 10 процентов.

Можно сделать вывод, что на данном этапе экономического и культурного развития нашей страны студентов в первую очередь волнуют вопросы, связанные с материальным положением, с улучшением которого они связывают и улучшение своей жизни вообще. Культурные и духовные аспекты воспринимаются в известной степени как вторичные, хотя им также уделяется определенное внимание. Следовательно, жизненные потребности молодежи являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных изменений, которые происходят сегодня в Украине.

Радмила ГРЕВЦОВА, кандидат юридических наук, адвокат:

— Я хочу жить в стране, которая идет по своему собственному пути развития. И на этом пути нужно использовать все достижения развитых западных демократий. Прежде всего — в экономической, политической и правовой сфере. Нельзя пренебрегать духовным и историческим опытом стран, с которыми нас связывает общее прошлое. Но в то же время Украине необходимо научиться видеть собственные горизонты, не копировать, скажем, Россию, США, Швецию или Польшу, а лишь творчески заимствовать у них то, чего нам пока недостает.

Для этого нужно прежде всего научиться ставить во главу угла человека. Это должно быть сделано и строкой закона, и тогда, когда дело касается реального исполнения этого закона.

Как и многие мои коллеги-юристы, я испытываю чувство глубокого удовлетворения, когда благодаря нашим скромным усилиям к человеку возвращается уверенность в том, что в нашем государстве он действительно может добиться справедливости.

Геннадий КНЫШОВ, академик АМНУ, директор Института сердечно-сосудистой хирургии им. Н. Амосова:

— Я хочу жить в демократической стране — не формально, а фактически. Сейчас ведь неизвестно, что мы построили и что строим. В конечном счете, нужно определиться и создать соответствующее законодательство и конституцию. Нынешний основной закон еще отягощен социалистическим шлейфом. С одной стороны, идет реформирование, приватизация, а с другой — медицина и образование должны быть бесплатными. Скажите на милость: как же это может быть?

Создать демократию — значит обеспечить равные возможности и равные обязанности всех граждан перед законом. Начиная от президента и заканчивая бомжом. Если законы плохие, их нужно менять. Но если их уже приняли, то нужно и соблюдать.

Евгений БЕРЕЗНЯК, герой Украины, почетный член Академии педагогических наук, «майор Вихрь»:

— Украина — одна из самых богатых стран в Европе. Я бы не променял ее ни на какую другую. Но, к сожалению, мы не пользуемся этими богатствами и до конца не воспользуемся, поскольку нам не дают возможности ими владеть.

Мы должны найти таких людей, которым бы можно было доверить управление государством, которые смогли бы использовать все колоссальные богатства и возможности нашего народа для улучшения его жизни.

А лично я, наверное, уже сделал все, что мог сделать для своей страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать