Слабое звено
Уровень жилищно-коммунальных услуг, коррупция и антисанитария — причины низких международных рейтингов столицыКиев меняется к лучшему. Так часто говорят те, кто давно не был в столице либо сравнивает его с другими городами страны. Оказывается, оценка сильно зависит от того, с чем сравнивать.
Устраивает ли сегодня киевлян качество жилищно-коммунальных услуг? Участники «круглого стола» «Видение в будущем рынка жилищно-коммунальных услуг в Киеве» ответили на этот вопрос отрицательно. Они проанализировали предыдущие попытки органов власти решить насущные проблемы в этой сфере, а также обсудили возможные варианты решения этих проблем. Инициатором диалога между представителями местной власти, органов самоорганизации населения, а также предприятий, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги жителям столицы, выступил Международный центр перспективных исследований.
Заместитель директора Центра Владимир Никитин сообщил присутствующим, что по признакам «столичности» Киев пребывает в одной категории с другими столицами мира, однако по основным составляющим жизнедеятельности населения отстает от уровня европейских государств, в частности по уровню экономического развития и уровню доходов населения, показателям качества жизни. «Из расчета на один квадратный километр территории города производство валового регионального продукта в Киеве составляет 2,1 млн. долларов США, что меньше, чем в Москве в пять раз, Риме — в 15 раз. А вот в Вене и Брюсселе эта цифра равняется 100 млн. долларов США на один квадратный километр города, — говорит Владимир Африканович. — Затраты из городского бюджета на одного жителя города в Киеве меньше, чем в других европейских столицах. Например, в 33 раза по сравнению с Веной и Хельсинки. В рейтинге журнала Economist Киев вместе с Бухарестом занял последнее место среди восточноевропейских городов. В рейтинге Mercer Human Resource Consulting Киев — в конце второй сотни городов вместе с африканскими столицами. Причины такого низкого статуса нашей столицы кроются в самой коммунальной инфраструктуре, плохом санитарном состоянии, высоком уровне коррупции в городе».
Специалисты утверждают, что работа со стандартами городских услуг базируется на том, что нет ничего второстепенного. Качество здесь должно измеряться по всем показателям, так как его уровень определяется уровнем самого слабого звена в этой цепочке. В бывшем Советском Союзе не существовало конкуренции, а местных властей место города в глобальном мире никак не волновало. Однако сегодня приведенные выше рейтинги Киева становятся сигналом для инвесторов и международных корпораций. Ильдар Газизулин, экономист Международного центра перспективных исследований, отметил низкий уровень конкуренции и неудовлетворительное государственное регулирование естественных монополий в столице. По его мнению, слишком медленно вовлекается частный сектор в выполнение ремонтно-строительных работ, обслуживание домов и прилегающих к ним территорий. Он отметил, что тарифы на услуги в жилищно-коммунальной сфере определяются непрозрачно, а социальные функции государства до конца еще не обозначены. Такое положение вызывает у жителей Киева ощущение безысходности из-за отсутствия механизма защиты собственных интересов.
Попытка решить вопрос передачи основных функций нынешних жэков объединениям совладельцев домов с первых шагов стала пробуксовывать. Заместитель председателя правления Союза собственников жилья Киева Михаил Березовчук сказал «Дню», что в целом у нас люди очень пассивно относятся к участию в управлении делами в собственном доме. Как правило, стать членами объединения совладельцев дома соглашаются лишь около половины жителей. «У нас еще отсутствует рынок управленческих и коммунальных услуг, не урегулированы законодательно отношения объединений совладельцев с местными властями, — говорит Михаил Александрович. — С одной стороны, появляются предложения создавать объединения в отдельных домах в командном порядке, а с другой — препятствовать созданию таких объединений в домах с привлекательными для бизнеса подвалами и чердаками. Нам следует внимательно изучать опыт России по созданию таких жилищных объединений, чтобы избежать ошибок, ведущих к монополизации рынка. В России объединения совладельцев начали создаваться значительно раньше, чем в Украине. В них входят около 10% жителей страны, тогда как у нас этот процент в пять раз ниже». Кстати, в целом по Украине создано 268 объединений совладельцев домов, из которых 126 — в Киеве. Негосударственных предприятий, которые обслуживают жилищный фонд, насчитывается девять по Украине, из которых семь находятся в Киеве.
Эксперты видят основные преграды на пути выведения ЖКХ из кризиса в отсутствии тщательно разработанной и согласованной со всеми заинтересованными сторонами стратегии. Сильно осложняет дело и ограниченность государственных ресурсов в то время, когда отрасль действительно требует больших инвестиций. Сегодня потребитель жаждет получить качественную услугу, а устаревшая инфраструктура не в состоянии ее обеспечить...
Выпуск газеты №:
№167, (2004)Section
Панорама «Дня»