Венеция: рай на седьмом десятке
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040901/4155-7-2.jpg)
Вчера открылся 61-й Венецианский кинофестиваль. Среди мировых парадов искусства Венецианский кинофестиваль занимает особое значение. Не только потому, что является старейшим среди акций подобного рода. Ведь в великой троице форумов экранного искусства — Берлин, Канны, Венеция — именно последняя закрывает большой киносезон и одновременно задает кинематографическую моду на месяцы, если не на годы, вперед. Не удивительно поэтому, что сюда стремятся попасть режиссеры и продюсеры со всего мира, Голливуд устраивает здесь премьерные показы свежайших блокбастеров, все десять дней на берегах Лагуны действует масштабный кинорынок. Именно здесь можно попытаться представить себе ближайшее экранное будущее Европы.
Система премирования в Венеции выстроена так, чтобы поощрить кинематографистов самых разных поколений. Истинный талант здесь будет замечен независимо от его известности или возраста. Призов, на первый взгляд, целая охапка. Однако самый почетный и вожделенный, неизменно, — «Золотой лев» за лучший фильм фестиваля. С такой статуэткой можно сразу считать себя классиком. Несколько уступает ему по значимости Гран- при жюри. Достаточный вес имеет и «Серебряный лев» за режиссуру. Актеры и актрисы в свою очередь мечтают о Кубке Вольпи за лучшую женскую и лучшую мужскую роль. «Братья меньшие» — режиссеры короткометражек — имеют свой конкурс «Корто-кортиссимо», где идет соревнование за своего короткометражного Льва.
Не забывает Венеция и про дебютантов. Спецприз «Марчелло Мастрояни» вручается лучшему молодому актеру или актрисе, а, кроме того, есть «Лев будущего» авторам лучшего полнометражного дебюта с просто-таки шикарными бонусами. Здесь стоит сделать паузу. Итак, тот, кто лучше всех снял свою первую в жизни картину, получает, вместе со статуэткой, премию Дино де Лаурентиса — 100000 евро (пополам между режиссером и продюсером фильма), плюс 20000 метров кинопленки «Кодак».
Ныне Венецианский кинофестиваль вступает в свое седьмое десятилетие. Вступает с новым руководством — к сожалению, кадровая чехарда здесь стала привычным делом. Опытного Морица де Хадельна сменил дипломированный филолог-ориенталист, историк и критик кино Марко Мюллер. У нового директора Мостры многолетняя репутация профессионального «делателя фестивалей». Он, к примеру, создал и сделал известным кинофорум в Турине, затем руководил влиятельными фестивалями в Роттердаме и Локарно. Каждый раз приход на новое место ознаменовывался кипучей реформаторской деятельностью. Не стала исключением и Венеция. Мюллер основательно перетряхнул привычную сетку показов — вплоть до смещения сроков. Если раньше Мостра начиналась в конце августа, то 61-й фестиваль пройдет 1—11 сентября. Радикально расширена конкурсная часть. Так, основной полнометражный конкурс составят 20 фильмов, короткометражный — четыре программы по 100 минут каждая. Параллельный конкурс опять переименовали (за его короткую историю — уже в третий раз) — из «Против течения» он стал «Венецианскими горизонтами» со своими призами, за которые будут состязаться 17 фильмов. Предназначение «Горизонтов» — разглядеть новые таланты, посему большинство из соискателей — отъявленные экспериментаторы, хулиганы. Не обойдется без уже привычной Недели кинокритики (семь фильмов соответственно), опять же со своими призами. Новинка — Цифровая секция, 10 картин, снятых на цифровых носителях. Призы предусмотрены и здесь — но вот критерии, по которым будут оценивать лауреатов, совершенно неясны: кто «цифровее», кто чаще применял компьютер?
В каждой из секций, естественно, есть свои фавориты. Так, в основном конкурсе участвуют со своими новыми работами такие крупные режиссеры, как француз Франсуа Озон, живой британский классик Макл Ли и не менее маститый Вим Вендерс; конкуренцию им может составить уже побеждавшая в Венеции Мира Наир, до недавнего времени индийский, а с недавних пор, похоже, уже американский режиссер. Не останется незамеченным и испанец Алехандро Аменабар, до того прославившийся эффектным триллером «Другие»; наверняка вызовет острейшие дискуссии и свежая картина Тода Солонза — независимого американского провокатора, делающего упор на перверсии и насилие, сдобренные чернейшим юмором. Сходный набор преобладает и в творчестве Грегга Араки — еще одного бывшего подпольщика, для своего первого появления в Венеции избравшего параллельные «Горизонты». Среди прочих участников этой секции стоит отметить двух столь же культовых, сколько неоднозначных японцев — Шинья Цукамото и Миике Такаши.
Во внеконкурсе тоже хватает перемен. Судя по всему, бесследно исчезнут «Новые территории» — обширное пристанище для экспериментаторов всех мастей. Зато появилась «Венеция Меццанотте» — своего рода секция-аттракцион, предназначенная в первую очередь, как уверяют организаторы, для привлечения молодой публики. Эту программу составили зрелищные, развлекательные массовые картины, — к примеру, новый блокбастер от Тони Скотта, в свое время удачно экранизовавшего один из сценариев Тарантино; в нынешнем проекте задействованы Микки Рурк, Дензел Вашингтон, Кристофер Уокен. Однако особый интерес — в том числе для отечественных любителей кино — будут представлять отдельные внеконкурсные показы. В этой, действительно звездной секции состоится первая за последние годы премьера украинского фильма — картины Киры Муратовой «Настройщик». Соседство — более чем убедительное: новые ленты Спилберга, Майкла Редфорда, Спайка Ли, Клода Шаброля, Стивена Содеберга и Микеланджело Антониони. И, хотя призов в этой части Венеции не дают, показ на кинофоруме такого класса, да еще и в столь знатном окружении — само по себе немалая награда…
Так что пейзаж нынешнего фестиваля получается довольно насыщенным. Зрителям и, понятное дело, многочисленной прессе придется разрываться между пятью конкурсами, а также многочисленными премьерами вне их. Впрочем, два главных призера уже известны. «Золотых львов» за вклад в киноискусство получат патриарх португальского кино, старейший в мире (!) кинорежиссер — 96-летний Мануэль де Оливейра и легендарный постановщик мюзиклов на экране Стенли Донен — именно он выпустил в 1952 году классику жанра — «Поющие под дождем». Ну, а весь остальной расклад можно будет узнать как раз 11 сентября — день, роковой для большинства и триумфальный для немногих счастливчиков. Увы, украинских кинематографистов ни среди первых, ни среди вторых не будет — но это уже отдельный разговор.
А главный победитель в Венеции — всегда и неизменно, какие бы политические ураганы не бушевали в мире — кино. Хорошее и разное. Можно не сомневаться, что так будет и на этот раз...
Выпуск газеты №:
№155, (2004)Section
Культура