«Маяки» не горят

Завершился визит в Украину миссии Международного валютного фонда. Можно много говорить и спорить о том, необходимо ли сейчас Украине и в каком объеме сотрудничество с Фондом. Но при этом несомненно, что сам факт неудачного для нашей страны завершения визита миссии этой ведущей международной финансовой организации несет в себе существенный негатив.
В заявлении Фонда, распространенном по итогам работы его миссии в Киеве, указывается, что «завершить пересмотр программы в рамках соглашения stand by (в Украине эта программа известна как программа «упреждающий» stand by. — Авт. ) не представилось возможным вследствие отклонений при реализации фискальной политики, структурных мероприятий в налогово-бюджетном и банковском секторах, а также вследствие накопления новых просроченных задолженностей по возмещению НДС».
При этом МВФ отмечает ряд положительных тенденций в экономике Украины. Согласно выводам Фонда, рост ВВП в этом году прогнозируется на уровне 12,5%, что отражает возросшие темпы экспорта и инвестиций. Положительное сальдо баланса операций по текущим счетам по итогам 2003 года (соотношение экспорта и импорта. — Авт. ) зафиксировано на уровне 6%, а в 2004 году оно может возрасти до 10% ВВП. Валютные резервы Нацбанка возросли и обеспечивают покрытие 3,5 месяца импорта.
Но, как отмечает МВФ, правительству Украины, чтобы завершить пересмотр программы, несмотря на положительные моменты, необходимо подтвердить, что фискальная политика, в том числе готовящегося бюджета на 2005 год, и в дальнейшем будет согласована с обязательствами правительства Украины по программе «упреждающий» stand by. Кроме того, МВФ обращает внимание на обязательность принятия мер для выполнения «маяков», по которым оценивается эффективность реализации программы. По данным МВФ, принятые в середине июня поправки и уточнения в бюджет предопределяют дефицит консолидированного бюджета на уровне 2,75% ВВП по сравнению с оговоренным показателем — на уровне 1,75% ВВП. Кроме того, «перспективы поступлений от НДС на данный момент обрисовываются нечетко из-за слабого уровня поступлений от НДС в первой половине года». При этом МВФ положительно оценивает последние антиинфляционные мероприятия Нацбанка и рекомендует проводить более активную монетарную и более гибкую курсовую политику.
Напомним, что миссия МВФ во главе с Эммануэлем ван дер Менсбрюгге 20 июля — 3 августа проводила в Киеве мониторинг выполнения Украиной программы «упреждающий» stand by и консультации по поводу макроэкономической и монетарной ситуации в стране. После завершения в сентябре 2002 года четырехлетней программы расширенного финансирования (EFF) объемом SDR 1,92 млрд. МВФ в марте этого года утвердил программу «упреждающий» stand by для Украины на период 12 месяцев (до 28 марта 2005 года) в объеме SDR 411 млн. (около $605 млн.). Условия новой программы отличаются от «классического» stand by тем, что деньги заемщику выделяются тогда, когда он в этом нуждается.
Между тем украинское правительство далеко не во всем согласно с оценками, выставленными ему Международным валютным фондом. В частности, речь идет о разном понимании понятия «дефицит государственного бюджета Украины».
Так, первый вице-премьер и министр финансов Н. Азаров, излагая точку зрения правительства, сообщил во вторник на пресс- конференции: «Специалисты Международного валютного фонда высказывали свои опасения относительно увеличения дефицита бюджета, но мы не считаем, что у нас есть реальный дефицит госбюджета. В Украине его нет, все дело в методологии подсчета. У нас бюджет полностью покрывается ресурсными позициями». По словам Азарова, правительство выполняет определенные соглашением с МВФ «структурные маяки». Относительно такого «маяка» как компенсации по налогу на добавленную стоимость (МВФ отнес ее к скрытому дефициту госбюджета) Азаров заверил, что правительство уже до осени сможет решить эту проблему. По его данным, только в июле невозмещенные суммы НДС уменьшились на 1,7 млрд. грн., в том числе просроченная задолженность сократилась на 627 млн. грн. При этом, как сообщил Азаров, отказано в возмещении НДС (из-за отсутствия достаточных оснований) на 1 млрд. грн.
Первый вице-премьер однозначно высказался в пользу программы сотрудничества Украины с МВФ по системе «упреждающий» stand by, которая, по его мнению, гарантирует Украине определенную страховку на случай дестабилизации финансовой системы. «Я сейчас исключаю такую потребность и даже возможность такой потребности, но отказываться от этого страхового полиса по меньшей мере неразумно. Очень хорошо, что есть такая страховая система, которая, возможно, когда-нибудь вдруг потребуется», — сказал Азаров, из чего можно сделать вывод о том, что Украина не будет пренебрегать рекомендациями МВФ, несмотря на некоторую несогласованность в оценках, наметившуюся в ходе нынешней миссии. Азаров отметил важность сотрудничества Украины с МВФ с точки зрения получения постоянной оценки финансово-экономической ситуации в стране со стороны этой финансовой организации. «Это (сотрудничество с МВФ) чрезвычайно важно для имиджа, престижа и рейтинга Украины. Осуществляется как бы техническая экспертиза принимаемых правительством экономических решений. Поэтому мы не собираемся отказываться от сотрудничества с Международным валютным фондом, хотя иногда мы не понимаем его подходы», — сказал Н.Азаров.
Комментируя итоги переговоров с миссией МВФ, их участник, советник главы НБУ Валерий Литвицкий, сказал «Дню»: «Я не считаю какой-то драмой то, что пересмотр программы stand by не завершился на нынешнем этапе переговоров. Это ни в коем случае не поражение. Монетарная политика Нацбанка оценена Фондом как высокоэффективная. Но нужно понимать, что для замечаний МВФ были объективные причины. В первую очередь это связано с тем, что наше макроэкономическое развитие очень сильно отклонилось от прогнозного: деньги, полученные от приватизации, оказались слишком обильными и уже намного превышают даже те показатели, которые недавно использовались для коррекции бюджета, — теперь уже называют сумму в 12 миллиардов гривен». Как считает Литвицкий, при таких изменениях нужно «осмотреться, отдышаться, внести изменения в однажды уже скорректированный бюджет». Именно это, по мнению советника главы Нацбанка, является главной причиной того, что переговоры с МВФ не завершились еще в первом раунде. «Если деньги от приватизации будут большими, чем ожидалось, — прогнозирует Литвицкий, — правительство будет обязано в сентябре вернуться к бюджету и согласовать изменения его показателей с парламентом, и, насколько мне известно, сейчас оно готовит соответствующие расчеты и именно поэтому не может пока определиться с дефицитом бюджета на 2004 год». Литвицкий отказался комментировать фискальную политику правительства, в отношении которой у МВФ были определенные замечания, но отметил, что «до сих пор она способствовала ценовой стабильности», и выразил уверенность, что до конца года «правительство сумеет быть сдержанным в расходах и более- менее равномерно тратить средства, полученные от приватизации, чтобы обезопасить цены от дополнительного давления». По мнению Литвицкого, деньги нужно тратить на возврат долгов и создание резервов на рынках зерна и нефтепродуктов, о чем первым, по его словам, сказал и. о. главы Нацбанка Арсений Яценюк. Положительной оценки заслуживает и пожелание МВФ в отношении того, чтобы часть этих средств использовать на создание резерва для будущих структурных реформ.
Комментируя риски в связи с возможным дефицитом бюджета, Литвицкий отметил, что по старой методике, доставшейся Украине еще с советских времен, доходы от приватизации зачислялись в доходы бюджета. Если бы эта методика сохранилась, то бюджет был бы бездефицитным. Но теперь бюджет составляется по новой, принятой во всем мире методике, в соответствии с которой деньги от приватизации зачисляются в расходы бюджета. Чем их больше, тем больше формальный дефицит бюджета, поясняет Литвицкий. Поэтому сейчас главная проблема не в том, есть ли этот дефицит или нет, а в том, как его использовать. При этом главное: вновь не наступить на грабли, как было, когда Украина оказалась без резервов перед лицом негативной конъюнктуры на зерновом и нефтяном рынках. Таким образом, бюджетный разрыв сегодня — самая большая наша проблема в отношениях с МВФ, подытоживает свой комментарий советник главы НБУ. В то же время он обращает внимание на позитив, который впервые выявился в процессе работы в Украине миссии МВФ. Согласно ее выводам, утверждает Литвицкий, была отмечена существенная детенизация экономики, обеспеченная снижением налога с физических лиц.
Выпуск газеты №:
№137, (2004)Section
Панорама «Дня»