Перейти к основному содержанию

Реверсное «сватовство»

оказалось фиктивным?
20 июля, 00:00

В начале этого месяца во время визита премьер- министра Украины Виктора Януковича в Москву было согласовано 15-летнее соглашение о транзите российской нефти через территорию Украины. При этом украинская сторона пошла на уступки в вопросе использования нефтепровода Одесса—Броды и обязалась изменить принятое ранее решение, которым определялось направление работы трубы. Буквально на следующий день это обещание было реализовано, и реверс Одесса—Броды стал де-юре возможным. Его сторонники торжествовали, доказывая, что таким образом нефтепровод станет действующим, а Украина получит дополнительные доходы от транспортировки российской нефти в Европу через Босфор.

Как стало известно от источника в Минтопэнерго, первый замминистра, председатель НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко на прошлой неделе в срочном порядке убыл в Москву. Причиной этого непланового визита стала резкая смена позиции российской стороны относительно содержания согласованного премьерами правительств двух стран долгосрочного соглашения о нефтяном транзите. Принципиальные изменения претерпела Статья 2 этого соглашения, определяющая, по каким направлениям будет транспортироваться через территорию Украины российская нефть. С направления Кременчуг — Снигуровка — Августовка — порт Одесса по инициативе российской стороны снято 9 миллионов тонн. На направлении Лисичанск — Новороссийск транзит уменьшен на 19 миллионов тонн, на направлении Никольское — Кременчуг — на 18 миллионов тонн. На направлении Броды — терминал «Пивденный» как и в первоначальном варианте оставлено «до 9 миллионов тонн». Таким образом, россияне практически отказываются от использования направлений Лисичанск — Новоросийск и Никольское — Кременчуг. Перевалка через Одесскую нефтегавань уменьшается на 9 млн. тонн, то есть ровно на объемы реверса Одесса — Броды, которые, к тому же не гарантируются нефтяными компаниями. «То, что происходит, — это просто перераспределение нефтяного транзита с одесского направления, никаких дополнительных объемов мы не получим, а даже наоборот» — так прокомментировал ситуацию источник в Минтопэнерго.

Ситуация более чем банальна и давно описана в тысячах бульварных романов. Получив от невесты (Украина) желаемое (в нашем случае — реверс), жених (российская сторона) забывает о всех своих обещаниях и удаляется. Обесчещенная невеста горько сожалеет о том, что не послушалась маму (в нашей ситуации в ее роли выступал «День» и некоторые другие СМИ). Что предпримет правительство, пока не ясно. Скорее всего, станет рассказывать о своих добрых намерениях... При этом всем, кто на протяжении года следит за перипетиями фиктивного реверсного сватовства, понятно, что российские намерения вовсе не трудно раскусить. Ведь правительство РФ последовательно действовало и действует в соответствии с Энергетической стратегией этой страны. Руководитель российской АК «Транснефть» Семен Вайншток довольно откровенно озвучил позицию в вопросе транзита еще месяц тому назад: «С моей точки зрения, необходимо уйти от транзитной зависимости. Россия имеет уникальную возможность ни от кого не зависеть в транспортировке нефти. У нас есть собственный выход на Тихоокеанское побережье, в Северный Ледовитый океан, в Черное море и на Балтику. Зачем же использовать транзит?».

Возможно, именно сейчас Украина получила еще один шанс взглянуть на свой нефтепровод трезвыми глазами и окончательно отказаться от паллиативов, рано или поздно оканчивающихся полным крахом. Тем более, что именно в эти дни призыв «отказаться от реверса» прозвучал и с берегов Босфора. «Этот вопрос нас беспокоит. ЕС также озабочен, так как при принятии этого решения увеличится число танкеров, проходящих через Босфор», — заявил министр иностранных дел Турции Абдалла Гуль.

«Мы надеемся, что украинские власти тщательно пересмотрят этот вопрос», — сказал он в интервью журналистам после переговоров с комиссаром Европейского Союза по энергетике и транспорту Лойолой Паласио.

Услышат ли этот призыв в Киеве?

Сегодня еще продолжаются тяжбы по иску одной кипрской оффшорной компании против нашей страны. Но все это лишь цветочки по сравнению с тем, что может случиться после подписания заключающейся сейчас сделки (сумма — $108 млн.) по приобретению российской технологической нефти для наполнения и реверсивного запуска нефтепровода Одесса — Броды. Здесь используется не обычная банковская схема получения кредита с последующим его возвратом, а схема заема денег у оффшорной компании, тоже кипрской — «Скилтон Лтд.» (уставный капитал всего $20 тыс.). Итак, в соответствии с этой сделкой ТНК-БП готова продать «Укртранснафте» 420 тысяч тонн технологической нефти сорта Urals, а «Скилтон» готов из своих 20 тысяч «зеленых» выделить $108 млн. Украинская сторона, то есть ОАО «Укртранснафта», при этом обязана открыть спецсчет в лондонском ING Bank, на который должны поступать доходы компании за транспортировку нефти и тут же уступить право пользования этим счетом «Скилтону» до полного возврата заема с процентами и компенсации всех возникших в договорный период издержек, убытков, штрафных санкций, пени и т.д. и оформить технологическую нефть в залог «Скилтону». На этот счет имеются три проекта договоров — займа, залога, уступки счета — 70 страниц, изобилующих малопонятными для непосвященных финансовыми и юридическими терминами. Разобрались ли в них эксперты соответствующих государственных органов Украины? В любом случае им очень многое должно бы резать глаза. «Скилтон» вправе в любой момент передать полностью или частично свои права и обязательства третьим лицам. Кто они, каковы их намерения и зачем предусмотрен этот пункт? Тем более, что договор уступки счета обязывает «Укртранснафту» отказываться от иммунитета на свои активы и доходы, то есть все это может подвергнуться аресту и взысканию. В чьих интересах закладывается этот механизм? Кроме того, договор уступки спецсчета «Укртранснафты» определяет, что он будет регулироваться английским правом (это сделано по настоянию «Скилтона»), а все споры решаются в Лондонском международном арбитражном суде (ЛМАС) в соответствии с его регламентом. Не повторится ли и в этом случае ситуация с самолетом, который арестовали за чужие грехи. Небезынтересно, что при этом украинской стороне «помогали» юристы, работавшие на ТНК. И «помогли», а заодно, возможно, отработали перспективную технологию, которая теперь может быть универсально применена, в том числе, и в случае с нефтепроводом Одесса — Броды. Под угрозу ставится вся украинская собственность за пределами страны.

Может быть именно поэтому часть государственных служащих — членов наблюдательного совета «Укртранснафты», включая его председателя, отказались быть соучастниками принятия решения по реверсу и договору с ТНК-БП (8 июля), поскольку увидели, чем это грозит Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать