Джазовые смотрины
По традиции, а у феста она уже есть, первыми на сцену выходили юные: в первый день Юниор Биг-бенд «Дарница» под управлением Владимира Пашинского и во второй — глиеровский «Сity Jazz» В. Соляника. Оба коллектива очень молоды и по возрасту участников, и по времени своей эстрадной жизни, но, как говорится, стоят на правильном пути благодаря грамотным и способным руководителям и талантливым ученикам.
О взрослых. Квартет Сергея Супруна играет профессионально, но яркого индивидуального лица не показал. Харьковское трио «Anno Domini» фактически играло тремя отдельными дуэтами. И хотя его солистка Марина Захарова порадовала гибким, мягким, большого диапазона лирическим голосом с хорошей вокальной техникой, приятной вибрацией, отличной дикцией и тембровыми «модуляциями», энергетики на отведенное время харьковчанам не хватило. После них неполный зал значительно поредел... Но стойкие были вознаграждены сполна. Баянист Константин Стрельченко пребывает в отличной творческой форме. Публика сразу почувствовала «сильную руку» и настоящее качество. Зрелый музыкант, «консерваторец», минувшей осенью лауреат Гран-при конкурса World Music в Италии, он уверенно вошел в число лучших участников «Єдностi». Выступление имело продуманную драматургию, основанную на яркой жанровости его музыки. Стрельченко отличают железный ритм, ясность, внешняя простота и легкость музыкального «процесса», безупречный вкус, а это в сумме дает высокую культуру. Большой и разностилевый внутренний музыкальный запас составляет базу его собственного самовыражения. У музыканта огромная тембральная, штриховая, динамическая палитра, технический арсенал. Экспрессивность интонационных «примочек» иногда балансировала на грани вкуса, не разу не переступив ее. Я не впервые его слушала, но это был его киевский звездный час.
Завершили первый день Игорь Бриль — один из лучших российских джазовых пианистов, народный артист России, профессор и заведующий кафедрой джазового искусства Московского института им. Гнесиных и его близнецы-саксофонисты сыновья: сопрано — Дмитрий и тенор — Александр, все «как три капли воды» похожие друг на друга. Их мастерство хорошо известно в Украине и пользуется большим почитанием. Играют они безукоризненно, идеально, выверенная годами концертность имеет даже некоторый налет отлакированности. Но это придает их искусству еще больший блеск. У нас в стиле мейнстрима такого уровня еще не достиг никто.
Во второй день публики пришло втрое больше. Любопытным было выступление пианиста «Киев Арт ансамбля» Владимира Соляника. В его составе участвовали трое гостей: юный исполнитель на армянском экзотическом духовом инструменте дудуке Армен Костандян из Еревана и кельнский тенор-саксофонист Гетц Грюнберг, тоже впервые участвовавший в международном фестивале. Третьим гостем был оригинальный и не менее экзотичный тувинец Николай Ооржак, поющий в народной горловой манере и аккомпанирующий себе на неизвестном у нас народном струнно-смычковом инструменте игиле. Первым номером группа Соляника (без гостей) исполнила тщательно выученную заготовку: большую псевдоавангардную композицию, материал которой имел исключительно экспозиционное изложение, но не развился за переусложненностью в определенную форму и состоял из ряда склеенных фрагментов. Отлично звучал лиричный мягкий флюгергорнист Григорий Немировский. Впрочем, в этом сложном стиле киевляне играть джаз еще не пытались, и пьеса, которой в виду ее эклектики можно присвоить название «Лоскутное одеяло», стала его первой ласточкой, с чем претендентов и поздравляем. В остальной программе, в целом выдержанной в традиционном «среднем» стиле и уровне, отлично играл немец, имеющий роскошный напористый звук, основанный на огромном дыхании, техничности и прущем темпераменте. Маленький дудуист и тувинец, поражающий диапазоном Имы Сумак, совершенно необъяснимой манерой и одновременным извлечением из своего горла целого аккорда звуков, тоже сорвали бешеный шквал братских украинских аплодисментов.
На смену вышли блестящие музыканты мужского вокального секстета «Mansound». Это коллектив мирового уровня, в котором работают высокообразованные и высокопрофессиональные солисты-ансамблисты. Есть среди них и преподаватели академии Чайковского. Уровень искусства менсаундцев «зашкаливает», они перепевают, на мой взгляд, «Take 6», и «Manhattan transfer». Особенно поражает исполнение ими украинского материала. Такими сильнейшими эмоциональными моментами всего концерта стали песня Т. Толмачева «Не метелиця лугом стелиться» — шестиголосная вокальная симфония в лучших традициях Мыколы Леонтовича и роскошные богатейшие обработки украинских песен лидера группы Владимира Михневского. Их искусство доходит до сердца, вызывая слезы и буквально доводя счастливых благодарных слушателей до катарсиса. Что называется, спелись! Браво!!!
Завершил концерт блестящий мастер этноджаза, гитарист, заслуженный артист Украины Энвер Измайлов. Репертуар музыканта мирового уровня составляют яркие выверенные композиции, всегда приносящие дивиденды слушательской любви. Он был, как всегда, в отличной форме, полон своей подкупающей доброты. А кодой стал маленький джемсешн, в котором участвовали Соляник, Измайлов, Немировский, Войченко, Ооржак. Молодцы!
Что ж, украинский джаз развивается, умнеет, набирает профессионализма, «филармоничности», переставая быть сугубо «ресторанным» жанром (хотя против этой его функции автор ничего против не испытывает). И не последнюю роль в этом процессе играют подобные смотры сил. Что касается общей драматургии, то организаторам можно пожелать при отборе участников выделять одинаковую временную «квоту» лишь зрелым мастерам, молодым же, а подчас и не очень молодым коллективам помогать оценивать собственные возможности и исполнять только лучшее.
Выпуск газеты №:
№53, (2004)Section
Тайм-аут