«Секрет» — через двадцать лет
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040205/419-8-3_0.jpg)
После того, как в 1982 году студента ЛГИТМиКа Максима Леонидова, работающего в студенческой группе «Кристина», во время выступления гитара здорово долбанула током, он, придя в себя, выдал еще одному студенту ЛГИТМиКа Коле Фоменко следущее пожелание: «Мы должны стать точно такими же, как «АББА». «Глупости, — мгновенно отреагировал Фома. — Нужно быть только такими, как «Битлз». И началось...
Деньги на свой первый инструмент, а именно бас-гитару «Орфей» стоимостью в 104 рубля неимущие студенты-«битлы» заработали, окрашивая чью-то яхту. В последствии выяснилось, ворованную. Их первая поездка в Москву уже в качестве группы «Секрет» вместе с Майком Науменко принесла ни много ни мало — ярчайшие впечатления от... собственного грандиозного провала. Ровно через год, в 83-м Карабас- Барабас отечественной попсы всемогущественный Бари Алибасов пригласил бит-квартет с выступлениями в Москву. Правда, при одном условии — полнейшем изменении репертуара. «Секреты» обиделись и кратко уведомили работодателя, что они не первый год в рок-музыке, поэтому... Словом, от предложения гордо отказались, остались в Ленинграде. Официальным днем рождения бит-квартета «Секрет» считается 20 апреля 1983 года.
Первый триумф — спектакль «Ах, эти звезды», созданный в студенческие годы и состоящий из симпатичных пародий на звезд мировой эстрады, от Эллы Фитцжеральд до Аллы Пугачевой, от Утесова до «Битлз». Правда, первые выступления проходили при жутком звуке и зрители решили, что перед ними не стилизация рок-н-ролла и далеко не битовая культура 60-х, а, о ужас! — настоящие панки. Несмотря ни на что, «Секрет» со скоростью звука набирал обороты. Ребята записывали магнитоальбомы, становились лауреатами всесоюзных конкурсов, фестивалей, вступили в легендарный ленинградскийй рок-клуб, помогли Косте Кинчеву записать его первый альбом «Нервная ночь». Макс Леонидов стал популярным телеведущим шоу «Кружатся диски». В каждом выпуске обязательно участвовал «Секрет», и как правило, с новыми произведениями.
Не подкосил их даже тот факт, что Макса Леонидова и Колю Фоменко одновременно призвали в армию. Андрей Заблудовский продолжал работать на заводе, Алексей Мурашов учился на геофаке. Вместе они продолжали сочинять вещи, ставшие впоследствии суперхитами: «Сара Барабу», «Твой папа был прав», и «Моя любовь на пятом этаже». Порой песни рождались даже по телефону. Как у них это получалось — секрет.
Годы идут. Группа на всех парах мчится вперед. Очень быстро для страны она становится культовой, песни «Секрета» надолго оккупируют верхние ступени всевозможных хит-парадов. Они — постоянные участники рейтинговых телепередач: «Утренняя почта», «Музобоз», «Музыкальный ринг». Работа не прекращается ни на минуту — выпускаются альбомы, записываются диски-гиганты, плотно расписан гастрольный график. Музыканты выкладываются на грани реальных человеческих возможностей: три-четыре концерта в день живым звуком. «Секрет» собирает стадионы, их диски мгновенно раскупаются и становятся раритетом. Плюс напряженная работа в театре. К примеру, Николай Фоменко играет Шарикова в спектакле «Собачье сердце» Ленинградскогог театра драмы и комедии, Максим Леонидов утвержден на главную роль в постановке «Король рок-н- ролла», посвященного Элвису Пресли. Впрочем, вся четверка исполняет в ней драматические роли, один лишь Макс поет. Восторженные отзывы прессы, обожание публики, аншлаги. Казалось бы, ничто не может разрушить столь мощный монолит. И вдруг неожиданный, удар. В декабре 1989 года Леонидов объявляет о своем уходе из группы. В 1990 он уезжает на ПМЖ в Израиль. Красивая сказка о преданной дружбе четырех мечтателей-романтиков, готовых отдать друг за друга жизнь, закончена. В одном из интервью Фоменко скажет о Леонидове: «Нам искренне жаль этого человека».
Но тройка «Секретов» не сдается. Наоборот, они объявляют, что отныне будут выступать как трио. Быстро выпускают новые, неожиданные программы. Одна из них — «Оркестр в пути». Здесь каждая песня сделана в виде отдельного номера, а битловское звучание заменено качественным джаз-роком. Ребята активно гастролируют, параллельно Фома и Андрей играют в футбольной команде звезд российской эстрады «Старко». Николай Фоменко все больше заболевает телевидением. Он режиссирует, продюсирует, успешно работает в качестве ведущего.
Но «Секрет» не буксует, вновь меняет свой стиль, имидж. В песнях появляется больше лирики, возвращается традиционный многоголосый вокал. Казалось бы, впереди успех, успех и успех. Но вновь тяжкий удар под дых — в феврале 86-го в результате серьезного конфликта с группой Николай Фоменко вынужден покинуть коллектив. К тому времени он давно уже стал звездой телеэкрана, ведущим популярных проектов, много снимается в кино, работает в театре, ведет супершоу «Гонки на выживание». Словом, Фоме теперь явно не до музыки, поэтому последний альбом группы записан практически без него.
И надо же такому случиться — именно в это время в Россию возвращается Макс Леонидов. В Израиле он записал альбом «Шоссе воспоминаний», принял участие в мюзикле, после чего со своей зарубежной карьерой завязал напрочь. Но и к «секретовцам» не вернулся, набрал новый состав музыкантов и выпустил альбом «Командир». От первых «советских «битлов» — в прошлом бит-квартета «Секрет» остались лишь осколки — Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. Они, правда, продолжают выступления, даже приглашают в группу нового гитариста. Тем не менее их гастроли вскоре практически свернуты, ребята работают все больше в ночных клубах Москвы и Питера.
Весной 1997 года «Секрет» решил объединиться в своем золотом составе, дабы дать пять концертов и таким образом отметить юбилей выхода первой пластинки. Их выступление вызвало небывалый ажиотаж. Группа не ожидала, что как и много лет назад, вновь соберет полные залы, и публика не забудет слова их песен. Наоборот, с восторгом начнет громко подпевать «Я люблю буги-вуги», «Алису», «Привет», ностальгировать и, смахивая скупую непрошенную слезу, вспоминать свои юные годы. Кстати, наряду с былыми поклонниками на выступления пришли новые, совсем еще юные бойцы, слышавшие «Секрет», исключиительно в записях. Концерты показали и доказали, сколь любимым остался в народе наш легендарный «Секрет». И все же, дважды в одну и ту же реку...
Дальнейшее совместное существование группы оказалось невозможным. У каждого — своя судьба. Тот же Алексей Мурашов вскоре отправился в творческий отпуск, Макс Леонидов активно гастролирует по стране, пишет хиты, выпускает альбомы, снимает клипы, Андрей Заблудовский занимается тем же. Николай Фоменко работает над рядом телевизионных проектов. Увы, в их случае сказке так и не суждено было стать былью.
Но сегодня, пусть и ненадолго, ребята в красных галстуках вновь вместе. Все-таки двадцать лет на сцене — срок важный и серьезный. Благодаря стараниям радиостанции «Просто радио» и ТМ «Винодел» 8 февраля бит-квартет «Секрет» приглашает нас на свой юбилейный концерт в ДК «Украина». Давайте вместе вспомним молодость...
Выпуск газеты №:
№19, (2004)Section
Тайм-аут