ПРОИЗВОДИТЕЛИ РАДОСТИ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031226/4236-7-1_0.jpg)
Говорят, они с легкостью могли бы заменить учебники по истории. Или, в крайнем случае, служить их иллюстративным материалом. По ценности экспонатов коллекционеры елочных игрушек по праву могут состязаться с самыми именитыми филателистами или нумизматами. Сегодня международная организация коллекционеров елочных игрушек оценивает шарик — современник полета Гагарина или серпасто-молоткастые подвески в тысячи долларов. Равно как и стоимость соломенных игрушек не в центах измеряется. В последние годы во многих европейских странах они считаются наиболее стильными и оригинальными, так как имеют много общего с яслями, в которых лежал Иисус.
Продолжать модно-игрушечную тему можно было бы долго. Ежегодные ярмарки ChristmasWorld, проходящие в немецком Франкфурте, для «елочных» дизайнеров можно без преувеличения поставить в один ряд с шоу моды в Париже для модельеров. К примеру, на ярмарке 2003 года были высказаны мысли, что нынче в направлении елочных игрушек возрождается декаданс, появляется запрос на утонченность и хрустальную элегантность. Если конкретнее, то прогноз на нынешний сезон был дан приблизительно такой: елка должна быть как можно более естественной, в качестве украшения приветствуется флора и фауна (цветы, перья, птицы), но в то же время не исключается появление на праздничном дереве бус и бантов. Что же касается шаров — если они и имеются, то должны быть благородного цвета бордо или, в крайнем случае, золотой меди. Кроме того, вот уже четвертый год в почете соломенные игрушки, а также эффект заснеженности. Так что атрибутика, которая в состоянии создать видимость дерева, стоящего в лесу среди сугробов, также очень ценится.
Впрочем, в Украине продавцы в универмагах о подобных сезонных установках, как оказалось, слышат впервые. «У нас, как правило, своя мода, притом не столь переменчивая, как там», — говорит одна из продавцов ЦУМа. По ее словам, украинцы при выборе елочной игрушки руководствуются двумя критериями: ценой и обликом наступающего года по восточному календарю. При том, что многие пластмассовые игрушки токсичны, их разбирают быстрее и охотнее, чем стекло. И все потому, что суррогат намного дешевле подлинника. Что же касается популярных в этом году для украинцев расцветок и конфигураций игрушек, то все предельно просто. В почете, разумеется все, что каким-то образом связано с обезьяной, и цвет игрушек тоже определен: раз этот зверь, согласно гороскопу, синий и деревянный, то игрушки на елку берут такие же. Впрочем, украинцы в елочном плане уже настраиваются на западный манер. В том смысле, что несколько лет подряд предпочтение отдается однотонным украшениям, а не тропически-пестрым. Да и в целом, по словам продавца Елены Березовской, у нас существенно растет креатив, а кроме того, проявляются и патриотические настроения при выборе игрушки. «К примеру, — рассказывает Е. Березовская, — подходит ко мне покупатель и говорит: хочу елочный шарик, на котором были бы изображены киевские пейзажи. В поисках заветной цели он оббегал все магазины, но, увы, ничего похожего так и не отыскал». Что же касается фантазии, то ныне покупатели нередко подыскивают в магазинах аксессуары для неординарных елок. Скажем, одна женщина, встретив прошлое Рождество и Новый год в Германии, впечатлилась практичностью и оригинальностью убранства елки в виде компакт-дисков. И теперь она в Киеве подыскивает себе «дождик», который бы гармонировал с большими радужными окружностями на дереве.
Правда, работники Клавдиевской фабрики елочных игрушек считают подобные инциденты не более чем причудами клиентов. Хотя в то же время нельзя сказать, что производство, находящееся в Бородянском районе Киевской области, безнадежно отстало и штампует, как и двадцать лет назад, одобренные ГОСТом модели. Как раз наоборот: эксклюзивность каждой игрушки уже в том, что она почти от начала и до конца сделана вручную. А при помощи достижений технического прогресса здесь только сушат изделия. В результате само предприятие напоминает эдакую смесь уникальности и отсталости: с одной стороны, с каждой игрушкой работают отдельно и, как говорят сами работники, вкладывают в нее душу, усовершенствуя при этом линии, а с другой — происходит это в почти не отапливаемом помещении, на фоне обшарпанных стен, а также невыветривающегося запаха ацетона и красок. Работники фабрики — только женщины. На вопрос, почему так, работницы отвечают шутливо: да какой мужчина пойдет на то, чтобы в таких условиях работать с утра до вечера, да еще за 350 — 400 гривен в месяц. Работающий здесь слабый пол гордо называет себя производителем радости и с удовольствием посвящает во все нюансы своей работы группы школьников, которые перед Новым годом сюда приходят почти каждый час. Женщины признаются, что зимние торжества утратили для них свою привлекательность и таинственность. «Как будто перед нами карты раскрыли, а взамен пустота...»
По словам директора Клавдиевской фабрики елочных игрушек Людмилы Главацкой, производство елочных игрушек замораживается разве что в январе-феврале. Все остальное время кипит работа. Сначала заготовки делают в выдувном цехе, куда Львовский завод поставляет снопы стеклянных трубок — стеклодротов. Женщины окунают их в пламя горелок, которые находятся в цеху, и размякшее стекло начинает тянуться. Затем существует два варианта: либо работницы самостоятельно при помощи правильных движений превращают стекло, скажем, в шарик или колокольчик, либо мягкое стекло опускают в чугунные формы. Далее прозрачные игрушки серебрятся, красятся и только потом отправляются на роспись.
Не сталкиваются с превратностями работы разве что работницы упаковочного цеха. В росписном и красочном о здоровье предпочитают не говорить: так спокойнее — аргументируют здесь свою позицию. Надбавки за вредность на фабрике не предусмотрены, равно как молоко и бесплатное лечение в санаториях. «Да что тут такого, — говорит Галина Криводубская, работница красочного цеха, — мы уже давно привыкли и запаха не чувствуем». Зато здесь с упоением демонстрируют результаты своего творчества. «Посмотрите, — говорит Любовь Буткевич, — сколько оттенков лишь желтого цвета можно получить. Мало того, что нам поставляют краски из Германии, так мы еще и экспериментируем — смешиваем несколько и получаем оригинальный цвет».
В росписном цехе работают бывшие музыканты, бухгалтеры и даже сотрудники научно- исследовательских институтов. Как ни странно, по словам мастера цеха Елены Марцевой, профессиональных художников здесь нет. Приходят сюда исключительно по желанию и обычно остаются те, кто просто умеет хорошо управлять кисточкой и знает толк в красках. По опыту мастера, художники, даже если и попадают сюда, долго не задерживаются — перестроиться на другие материалы и сюжеты оказывается проблематично. Да и в целом отношение к своему делу у работниц фабрики специфическое. К примеру, Ольга Завгородняя считает, что штамповать елочные игрушки просто противопоказано. Так как елочные игрушки — атрибут самого красивого и сказочного праздника, им должно передаться тепло мастера и пожелание счастливого Нового года будущему ее обладателю.
Через каждую разрисовщицу ежедневно проходит до 300 игрушек, а в красочном цехе — и вовсе 2,5 — 3 тысячи. Причем такие показатели считаются очень даже небольшими. И дело здесь не в том, что украинцам елочные игрушки необходимы в таком количестве. В основном, как рассказывает Людмила Главацкая, здесь работают на экспорт. Лишь произведенные в ноябре-декабре игрушки оказываются в отечественных магазинах, все остальное оседает в Германии, Финляндии, Прибалтике. Востребована же наша игрушка в первую очередь из-за своей низкой, по сравнению с Европой, цены. Так как производство само по себе вредное, многим странам выгоднее закупать эту продукцию. А те фабрики, которые работают в Европе, после введения евро были вынуждены поднять цены, следовательно, украинская игрушка оказалась дешевле. В результате рентабельность украинского производства на внешний рынок составляет более 100%, а на внутренний — около 50%.
На фабрике существует своя традиция. На каждой елке — а они появляются здесь еще в начале декабря — посетители обязательно должны повесить пусть небольшую, но денежную купюру. Говорят, надежды, возложенные на этот ритуал, оправдались. Фабрика с каждый годом становится все активнее, объемы производства увеличиваются и ряды сотрудников растут.
Выпуск газеты №:
№236, (2003)Section
Панорама «Дня»