Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гробы на колесах

Названы причины автокатастрофы в Крыму
23 декабря, 00:00

«Трудно найти слова, чтобы выразить боль утраты. Страшная, нелепая трагедия оборвала жизни молодых, энергичных людей и причинила невыносимую боль тем, кто любил их. Лучшие всегда уходят раньше, оставляя в наших душах раны, которым не суждено зажить, но ушедшие навсегда остаются в нашей памяти…» — говорится в телеграмме-соболезновании президиума крымского парламента, Совета Министров автономии и постоянного представителя президента Украины в АРК. Места в Крыму, где погибли люди, как правило, долго «не заживают»: и сейчас пока на месте катастрофы сохраняются следы на асфальте, еще пробито дорожное ограждение, лежит сбитый рекламный щит, сломаны деревья и кусты, земля на склоне вытоптана сотнями ног — спасателей, врачей, остались глубокие рытвины от колес и гусениц тяжелой техники. Здесь еще останавливаются любопытные проезжие и рассматривают не красоты горного Крыма, открывающийся вид на Демерджи, а кровавые следы катастрофы. Напомним, о чем речь: в среду 17 декабря в 20 часов 30 минут на 40-м километре автодороги Симферополь—Ялта, за 7 километров от Алушты, один из двух автобусов, перевозивших лучших шахтеров объединения «Павлоград-уголь», премированных путевками на отдых в Алуштинский санаторий «Золотой колос», на повороте известного своей коварностью во всем СНГ алуштинского спуска сорвался в пропасть и упал с высоты 10 метров. Сразу погибли 14 мужчин и 1 женщина, двое скончались в больнице и еще 19 человек получили травмы различной степени тяжести.

ХРОНИКА ПУТИ В ПРОПАСТЬ

Согласно выводам государственной комиссии, заседавшей в субботу в правительстве Крыма, произошло то, что обычно случается с водителями, привыкшими ездить по степным дорогам Запорожской, Днепропетровской, Херсонской и других областей, не знающих коварства зимних горных крымских дорог. Спуск с ангарского перевала высотой в сторону Алушты высотой 1475 метров, длиной более 15 километров. Дорога очень извилиста. И практически всю ее надо проехать на тормозах. Опытные крымские водители знают, что спешить и пытаться побыстрее съехать с этой «горки» нельзя — в лучшем случае, успеешь заскочить в улавливающий тупик, в худшем — будешь лежать в кювете. Но «степным» водителям такая методика часто неведома, они любят экономить топливо и спускаться с горок на нейтральной передаче, иногда даже выключив двигатель. Они не знают, что для Алуштинской дороги это смертельная тактика…

Поэтому государственная комиссия, возглавляемая вице-премьер-министром Украины Андреем Клюевым, уже в Симферополе, рассмотрев все обстоятельства события, пришла к выводам, что «действия водителя не отвечали существующим правилам движения», говорил заместитель министра внутренних дел Украины Петр Коляда. Шофер начал водить злополучный автобус только лишь с февраля, не имел навыков вождения на горных дорогах, на опасном спуске не снизил скорость. Версия о том, что причиной аварии стало лопнувшее колесо, была отклонена. Колесо лопнуло либо еще на дороге от неправильных действий водителя, либо уже при падении автобуса от удара о дерево или землю. Петр Коляда сообщил, что водитель превысил скорость, на спуске переключился на нейтральную передачу и потом не смог переключиться на пониженную. На мокрой дороге автобус просто понесло вниз, он был практически неуправляем. По словам Петра Коляды, водитель пытался остановить автобус, однако диски и цилиндры тормозной системы нагрелись, из-за чего ее герметичность была нарушена — об этом свидетельствует след протяженностью более 200 метров на дороге от выливания тормозной жидкости. На повороте автобус вынесло к заградительной стенке. «Водитель говорит, что специально это сделал, чтобы тормозить о стенку, однако предварительное следствие установило, что это не так», — сказал Петр Коляда. После этого автобус снес рекламный щит и упал в овраг. Петр Коляда также опроверг слухи о том, что водитель на ходу выскочил из автобуса.

САМЫЙ ОПАСНЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА

Курорт всегда будет связан с приездом и отъездом отдыхающих, а значит, с транспортом. В Крым люди прибывают и самолетами, и поездами, но, как свидетельствует статистика, автомобильный транспорт на горных крымских дорогах — самый опасный. К дню катастрофы количество прибывших в Крым автомобильным транспортом, по данным Министерства курортов и туризма, составляет 381,53 тыс. человек.

Получается, что более 380 тысяч человек, приехавших в Крым на резиновых колесах, подвергали себя, как и горняки холдинга «Павлоград-уголь», опасности. На самом деле ситуация еще хуже. В 2002 году (показателя по нынешнему году просто еще нет) в целом по Украине автотранспортом было перевезено 3,091 миллиарда человек. Только в январе — ноябре 2003 года автомобильным транспортом самого Крыма по территории полуострова перевезено 113 миллионов человек — все они рисковали собственной жизнью. Особенно часто в неисправном состоянии пребывают автобусы и микроавтобусы частных предприятий. Услуги по перевозке пассажиров на маршрутах во всех видах сообщения оказывают 662 предпринимателя — физических лица, в собственности которых находится 1,6 тысячи единиц подвижного состава. По сообщению пресс- службы управления ГАИ ГУ МВД Украины в Крыму, за те же сутки 17 декабря на крымских дорогах произошло всего шесть дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 19 и пострадали 24 человека. Во вторник 16 декабря произошло 8 ДТП, в которых погиб 1 и пострадали 8 человек. В понедельник — 6 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 7 человек. Особенно много ДТП на Алуштинской трассе: здесь были аварии бензовоза, грозившие пожаром, столкновения разных видов транспорта, даже «КамАЗов» с троллейбусами и автобусами. Согласно статистике, только за январь — сентябрь нынешнего года в целом в Украине по вине водителей автобусов произошло 324 ДТП, в которых погиб 61 человек и 552 получили телесные повреждения различной степени тяжести. Примеров — тысячи. В целом еще по летней (июль) статистике в каждом из пяти дорожно-транспортных происшествий на крымских дорогах фигурируют водители, приехавшие на отдых из других регионов Украины. Уже до середины июля на дорогах автономии произошло 305 ДТП, в которых погиб 41 и получили ранения различной степени тяжести 383 человека. На долю не крымских водителей пришлось 76 аварий, в которых погибли 14 и получили тяжкие увечья 103 человека. Не изменилась ситуация и после этой Алуштинской катастрофы: по данным управления ГАИ, в Крыму за 18 декабря, то есть уже на следующий день, произошло 5 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 2 и пострадало 5 человек…

КАК УМЕНЬШИТЬ РИСК?

Президент Украины Леонид Кучма подписал поручение провести обследование автомобильных дорог и обеспечить ограничение движения на зимний период по опасным дорогам. Министерство транспорта Украины должно организовать техническую проверку пригодности транспортных средств к эксплуатации в зимний период и снять с поездок автобусы, находящиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Председатель Совета министров АРК Сергей Куницын поручил проверить регистрацию всех машин. «То, что творится на крымских дорогах, в том числе и в Симферополе, иначе как вакханалией назвать нельзя...» — сказал он. «Укравтодору» совместно с Минтранспорта Украины предстоит определить опасные участки на дорогах в Крыму и Закарпатье и оснастить их дополнительными защитными сооружениями.

ТЕХНИКА «ПОДВЕЛА»

Но главная опасность для пассажиров, а зачастую и причина ДТП и гибели людей — техническое состояние автобусов. Уже скоро 10 лет, как украинские автозаводы не удовлетворяют потребности АТП в современных машинах, с другой стороны — АТП не имеют средств, чтобы покупать качественные автобусы. Заводы в Крыму и в некоторых других городах выпускают микроавтобусы российских марок, имеющие повышенную аварийность и недостаточную защиту пассажиров. Это же относится ко всем видам пассажирского автотранспорта. Так, по статистике, парк «Крымтроллейбуса», например, насчитывает более 360 машин, однако около 90 процентов из них перевозят пассажиров по горному Крыму уже больше 30 лет, и более 96 процентов из них по техническим требованиям подлежат списанию, но работают, потому что заменить их нечем. Ситуация с автобусами ненамного лучше: из более чем 3 тысяч машин разной вместимости около половины — это старые, латаные-перелатаные «Икарусы», ЛАЗы, КАВЗики, ПАЗы, которые давно отслужили свой срок. С какими трудностями сталкиваются автопредприятия, видно на примере Ялтинского АТП-14328. Недавно на предприятии, которое не пополнялось несколько лет, был «праздник» — получили три новых ЛАЗа. «Новые машины сразу выйдут на линии», — сообщил журналистам член наблюдательного совета ОАО Валерий Вайцман.

Для исправления поистине катастрофической ситуации с подвижным составом ялтинцы нашли выход в том, что «завязали» дружбу с ЛАЗом: Торговый дом «Лаз-Украина», официальный представитель Львовского автозавода, за 630 тысяч гривен приобрел 50,5 процента акций Ялтинского АТП еще в феврале. Новый хозяин Ялтинского АТП-14328 обязуется за три года поставить в Крым около 40 машин подвижного состава на 1 миллион долларов, а если все будет хорошо, то и до 70, проявляет оптимизм Валерий Вайцман. По его словам, инвесторы присматриваются к рынку автотранспортных перевозок Крыма и не исключают покупки контрольных пакетов акций автопредприятий других курортных регионов полуострова.

Интересен опыт Севастополя, где недавно начато реформирование всей системы общественного транспорта: на базе АТП здесь открыт специализированный сервисный центр для обслуживания автобусов «Эталон» Бориспольского автозавода. Оценив преимущества отечественных машин перед импортными, севастопольские частные перевозчики закупили уже 13 автобусов этой фирмы. Эти машины среднего класса будут ездить по городским маршрутам согласно расписанию, стоимость проезда составит 50 копеек вместо нынешней 1 гривни. В начале ноября глава Севастопольской горгосадминистрации Леонид Жунько дал поручение начать работу по внесению изменений в городскую Программу развития транспорта. Приоритет в развитии транспортной сети города отдается электротранспорту, а также реконструкции, расширению отдельных улиц и транспортных развязок с целью повышения их безопасности…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать