Подкова чистого золота
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031111/4203-7-1_0.jpg)
Итак, давайте попутешествуем.
ГАЛИЦКИЙ ЛУВР
Трудно даже представить, сколько всего видели на своем веку эти стены. Первое упоминание об Олеском замке в исторических источниках приходится на 1327 йгод. Уже тогда на крутом холме возвышалась крепость, стены которой достигали 10-метровой высоты и 2,5 метра толщины. Считают, что его построил потомок Даниила Галицкого, один из сыновей галицко-волынского князя Юрия Львовича. Потом Олеск был в вассальном владении Александра Кориятовича — подчиненного польской короне, принадлежал литовскому князю Любарту (1370—1377, 1382—1390), галицкому католическому епископату. «Отличилась» крепость и в борьбе за воссоединение с Волынью против поляков. В своем письме в июле 1431 г. к Великому магистру крестоносцев король Ягайло сообщил о восстании князя Свидригайло Ольгердовича. Именно этот исторический период, героическую оборону замка, осада которого продолжалась шесть недель, Роман Иванычук описал в своем романе «Черлене вино».
По правде говоря, каждый, кто приедет в Олеско, найдет для себя что-то интересное. Кто интересуется украинскими гетманами, сможет осмотреть место, где проходило детство Богдана Хмельницкого (хотя многие утверждают, что именно здесь он и родился). Здесь родился и Ян III Собеский — один из наиболее выдающихся деятелей мировой истории и более скромный король Михаил Корибут Вишневецкий. Здесь снимали множество исторических фильмов, и здесь, как и в каждом «порядочном» замке, есть свои привидения. Говорят, что иногда к воротам замка подъезжает карета, запряженная парой белых коней, и из нее выходит один из владельцев замка, — ходит ночью по залам, а с первыми петухами исчезает. А еще утверждают, что непросватанные девушки могут пообщаться с духом красавца Адама Жолкевского, который был влюблен в старшую дочку Ивана Даниловича Марциану. Правда, Даниловский желал более богатого и более уважаемого зятя и поэтому отказывал Адаму в сватании. Однажды юноша, которому очередной раз было отказано, на глазах у всех пробивает себе грудь кинжалом. Его, как самоубийцу, не хоронят на кладбище, а выбрасывают на болото. С тех пор несчастная душа не находит покоя и по ночам привидение звенит серебряными пуговицами кунтуша…
Олеский замок знал многочисленные баталии, пожары и землетрясения. Он приходил в упадок и восстанавливался. То один, то другой владелец перестраивали его по своему образцу. В 1680 г. Ян Собеский преобразовал сооружение в роскошную королевскую резиденцию. Вокруг был разбит огромный парк, посажены экзотические деревья, поставлены фонтаны и скульптуры. Кстати, Ян Собеский был не только гениальным полководцем, но и исключительным мужем: всю жизнь он любил свою жену королеву Марысеньку и, угождая, пытался все бросить к ее ногам. Марысенька в свою очередь и сама любила себя баловать, и поэтому запускала руку в государственный карман. Сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря этим «перегибам» расцветали ее замки, особенно Олеско и Жовква.
Но это — история. С чем столкнулись наши современники после двух мировых войн, которые разрушительно сказались на Олеском? С необходимостью поднять из руин повергнутого великана, с годами труда и миллионными расходами. Шесть лет, с 1969 по 1975 год, Олеский замок был головной болью и самой святой мечтой работников Львовской картинной галереи. Они хотели преобразовать его в филиал Львовской картинной галереи. И все годы, пока шло восстановление (а проводила его межобластная научно-реставрационная мастерская), под руководством директора галереи Бориса Возницкого проводили многочисленные экспедиции в наиболее отдаленные галицкие села, поднимались в Карпаты, чтобы добраться до какого-то села или хутора и еще и там спасти картины, иконы, гобелены и мебель. Для них все это были драгоценности, а для кое- кого — старый хлам… Потом, благодаря этой подвижнической деятельности, в галерею свозили 2-3 машины бесценных находок, 12 тысяч вещей, которые по весьма скромной оценке стоят 4,5 миллиона долларов. Если музеи Украины в среднем показывают 26 процентов своих фондов, то львовяне всего три. Если в Россия есть всего три портрета ХVI — XVII вв., то в Украине — 240! Что находили на чердаках, что в мусорнике, что едва не вытягивали из огня. Например, работы мастера Пинзеля, которого сегодня в Европе называют вторым Микеланджело. Его деревянные скульптуры приходилось реставрировать по несколько лет, а сколько еще висит в запасниках и нуждается в реставрации!
В целом в фондохранилищах Олеско хранится самое большое в Украине собрание старого украинского портрета ХVI— XVIII вв., самое большое в Европе собрание деревянной скульптуры (2,5 тысячи экспонатов и каждый нуждается в умелых руках), бесценное собрание икон ХV—ХIХ вв., полное собрание фарфора (от Дельфты до современной Украины), собрание надгробных памятников, кафелей, мебели, керосиновых ламп… Все это старательно по своим местам разложено, описано, охраняется, однако и… уничтожается. Без реставрации, без необходимых на это средств пройдет не так много времени, и все это действительно станет хламом. Музейные работники, а это по большей части женщины с уникальным образованием и еще более уникальной преданностью искусству, за мизерную зарплату реставрируют по мере возможности иконы, покупая иногда за свои деньги необходимые материалы. Они мерзнут здесь вместе с картинами в бывшем монастыре Капуцинов, окруженные бесценными произведениями, обходят спонсоров и пишут письма в правительственные учреждения: помогите! Когда-то мы спасли эти работы, собрали из желания оставить для потомков, и теперь смотрим на это с болью в сердце…
Правда, рядовые посетители Олеского замка об этом не всегда знают. Они обходят залы с частично восстановленным убранством, характерным для замков того времени, и в восторге, затаив дыхание, осматривают экспозиции. Ведь нигде больше они не могут увидеть прижизненный портрет Ференца Ракоци — национального героя Венгрии, борца за освобождение страны от Габсбургов. Или крупнейшие в мире батальные картины: «Битва под Хотином», «Битва под Веной», «Битва под Клушином» и «Битва под Парканами». Высоты стен Олеского замка не хватает, частично «Битва под Парканами» свернута, ведь 10х7,5 кв. м — это вам не шутки.
Когда-то еще во времена советской власти эти работы просила отдать Польша. Борис Возницкий прибег к казуистике, послал ответ в министерство культуры: на этих работах, мол, не показано «братство по оружию», а на одной даже весьма авантюрный поход на Москву!.. Больше о возврате работ речь не заходила. Теперь Польша выделяет средства на реставрацию картин и просит показать «Битву под Веной» в Гданске, обещая за месяц показа 25 тысяч долларов. Что ж, эти деньги очень нужны галерее. А вообще мне даже страшно назвать сумму, необходимую для Олеско, включая фондохранилища, — 25 млн. долларов…
НА ВОСТОК — РАДИ СЛАВЫ УКРАИНЫ!
Золочевский замок переживает эру своего счастливого возрождения. Хотя уже сейчас он принимает посетителей, но официальное открытие состоится 12 мая, во Всеукраинский день музеев. Почему именно в этот день? Потому что в Золочевском замке планируется обустроить интересную экспозицию — Музей восточного искусства. На эту идею натолкнул китайский дворец, который входит в строительный комплекс. Кстати, китайский дворец — единственный в Украине и один из трех, которые остались в Европе.
Давно, в ХII—XIV вв., на месте этого уникального памятника стояла боярская крепость, сначала деревянная, а позднее — построенная из камня. «Вилла Золочев» (как указывается в памятниках 1427-го года) то принадлежала имениям Щеголив — богатой семье литовского происхождения, то с легкой руки 16-летнего королевича Польши Владислава, который издал акты на право собственности сразу двум лицам, была обречена на 300-летнюю судебную тяжбу.
При владельце Станиславе Сенинском Золочев получил Магдебургское право (1523 г.) и стал городом. Помнят эти стены и другие факты: Станислав Сенинский был отлучен от церкви, потому что содержал в имении любовницу, замужнюю женщину. Потом проиграл Золочев в карты русскому воеводе Андрею Гурке. Именно Гурка перестроил двор в ренессансном стиле. А в конце ХVI в. почти на полтора столетия Золочев перешел в собственность Собеских. В 1630 г. Яков Собеский устроил здесь заведение для нищих, однако продолжал перестраивать замок, превратив его в неприступную крепость. Агент-разведчик Людовика ХIV Ульрих Вердум в 1671 году писал: «Замок на высоком холме, хорошо укрепленный валом из земли и бастионами из каменных плит и рвом».
Однако замок был исключительным сооружением еще в одном интересном плане: здесь существовали семь уникальных для того времени «ватерклозетов» (хотя в Версале в те времена содержимое ночных горшков, простите за интимную подробность, выливали из окон просто в сад! А позже построили только два туалета, решив, что достаточно и столько) — водосточный желоб с крыши был проведен через унитаз и дождевая вода все сливала в выгребную яму, которая находилась во дворе. Удивляет в замке и построение каминов, печей, различных переходов.
И все-таки, несмотря на интересную архитектуру и уникальные реставрационные замыслы, — залы будут украшены в различных восточных стилях — исключительным он будет, как мне кажется, в силу «человеческого фактора». Один из пяти восточных залов будет носить название «Украина и Восток» и расскажет о людях, которые своей деятельностью связывали Украину с Востоком. Первая, конечно, Роксолана. Второй — Михаил Боим, который в 1630 — 1640-х годах поехал в Китай миссионером и добился такого уважения, что император династии Мин послал его в Европу, искать поддержки в борьбе с маньчжурами.
Третьим стоит назвать Юрия Кульчицкого, который помог спасти Вену от турков и открыл первое в Европе кафе. Вацлав Живуский, внук известного писателя, закончил офицерскую школу в Вене, заинтересовался Востоком и поехал к арабам. Открыл там больницу, школу. Проводил большую просветительскую деятельность. Арабы даже объявляют его эмиром, но загадочная славянская душа зовет его вернуться в Украину. Живуский называет себя атаманом Ревухой, который «гуляет по Подолью», и, говорят, погибает от казацкой сабли из-за какой-то девушки… Борис Возницкий на раскопках в Золочевском замке находит месяц назад его перстень с надписью (это же надо такое!), и он также будет представлен в экспозиции.
Вот какие колоссальные планы вынашивает Львовская картинная галерея. Хотя не одна она, многие приобщаются к восстановлению замка. Ведь средств, выделенных государством, катастрофически недостает. Все, что пришло в этом году, давно уже съели долги. Поэтому то район что-то выделит, то спонсоры чем-то помогут. Едва не молятся здесь на Петра Писарчука, без которого еще бы долго собирались с деньгами, например, на пол. Он дал плитку на все залы, все трубы для отопления и канализации и еще много чего. Польский Фонд Лянцкоронских выделил 12 тыс. долларов на уникальные экспозиционные витрины, в которых расположатся предметы восточной древности.
ВЕРСАЛЬ В ПОДГОРЦАХ
Если одеть темные очки и смотреть, прищурив глаза, Боже, какая красота предстанет перед вами! Творение искусства Подгорецкий замок, который в течение 1635—1640 гг. строили «в утеху великой Речи Посполитой» по проекту самого Гийома Лавассера де Боплана, автора известного описания Украины, французского инженера. Другие говорят — это архитектор Андреа дель Акваза по приказу коронного гетмана Станислава Конецпольского на месте старого укрепления построил это чудо, аналоги которому в мире найти сложно, разве что летнюю резиденцию президентов Франции или дворец в Экуа.
Однако снимем очки. Замок посмотрит на вас грустными окнами, как будто стесняясь ободранных стен. Где вы, золотой, китайский, зеркальный, мозаичный, зеленый залы? Где трехцветный мраморный пол, дорогие светильники, мебель? Окруженный каменными стенами, обведенный рвами замок в прошлом имел подвесной мост. До сих пор сохранились каменные центральные триумфальные ворота, украшенные с двух сторон полуколоннами. Вымощенный белокаменными плитами двор окружают галереи, балюстрады и портики. Крутую крышу в центре украшает башня, а по сторонам — высоко подняты фигуры атлантов, которые на согнутых плечах держат земную и небесную сферы.
Крестьянско-казачьи отряды держали в осаде замок. Он выдержал нападения татар (1672 и 1678 гг.). Заезжие гости приложили руки к его внешнему виду: в 1711 г. российские войска под предводительством Петра I, находившиеся в Подгорцах, вывезли скульптуры итальянских мастеров, которые украшают ныне Летний сад. Если в Золочевском замке долгое время была тюрьма, то в Подгорцах — туберкулезная больница… Можно понять, почему теперь годы уйдут на восстановление замка. Но когда реставрационные работы закончатся, из запасников Львовской картинной галереи многое может быть перенесено в Подгорцы — старинные картины, книги, оружие, мебель. Как когда-то Вацлав Жевуский перенес сюда из Олеска все самое ценное, в частности, черный мраморный стол, на котором крестили Яна III Собеского, бильярд и старинное фортепьяно. Из архивных записей известно, что перед замком всегда стояла парадная военная стража, несколько пушек. В замке польская шляхта развлекалась неделями — банкеты, фейерверки, музыка, театральные представления…
Сегодня можно в любой день увидеть здесь Возницкого, который со своей бригадой — пятью рабочими, зачисленными в обслуживающий персонал галереи, что-то здесь строит, мудрствует, фантазирует. И еще долго будет фантазировать, пока государство не поймет, какие колоссальные прибыли может принести Подгорецкий замок и все чистого золота «Золотое кольцо» цены которому нет. И не ради забавы, а ради славы украинской земли, на которой столько драгоценностей, правда, покрытых пылищей и нерадивостью.
Выпуск газеты №:
№203, (2003)Section
История и Я