Перейти к основному содержанию

Искусство и политкорректность

На фестивале «Молодость» определились победители
04 ноября, 00:00

Очевидно, перед разными жюри ХХХIII Международного кинофестиваля «Молодость» стояла сложная задача. Ведь команда отборщиков поработала на славу: в каждой из трех программ — студенческий фильм, короткий и полный метры — участвовало несколько сильных, мастерских картин, и определить фаворита в ситуации столь жесткой конкуренции было непросто.

Впрочем, началась церемония с вручения нового приза, который, очевидно, давно был необходим: за творческие достижения, за вклад в развитие отечественного киноискусства. Эту награду учредил фонд «Украина — Третье тысячелетие», и первым ее обладателем стал Роман Балаян. Новации, впрочем, были не только в этом. Ведь для молодого режиссера лучшей наградой является возможность снимать. Нынешняя «Молодость» предоставила такой шанс четырем дебютантам, чьи сценарии победили в ходе предварительного отбора. А фильмы, пятиминутные короткометражки, появились в результате недельной работы в Лагере талантов — еще одной новинке «Молодости». Теперь авторы фильмов, по договоренности с берлинским кинофестивалем, поедут в аналогичный Лагерь на Берлинале в феврале будущего года. Собственно, сами работы были продемонстрированы во дворце «Украина». Наиболее заслуживающими внимания из них, как представляется, стали «Черное море» Раду Жуде и «Багажники» Ксави Сала — социальная драма и черная комедия соответственно.

Что до распределения основных призов, то здесь с неизменной силой проявилась извечная антитеза любого фестиваля — между эстетическим качеством того или иного произведения и традиционным морализмом, называемым в последние годы политкорректностью.

Впрочем, жюри, наиболее свободные от надуманных стандартов, — Международной федерации киноклубов и ФИПРЕССИ, приятно удивили незаангажированностью, хорошим вкусом, и, как следствие, сходством во взглядах. Приз Федерации «Дон Кихот» достался оригинальной, запоминающейся пятиминутной анимации Елены Скворцовой «Подожди, пожалуй». А вот специальный диплом киноклубов и главный приз ФИПРЕССИ присудили австрийскому фильму «Борьба» (режиссер — Рут Мадер) — пожалуй, наиболее зрелой, совершенной полнометражной работе. Великолепное владение формой, выстроенная драматургия, тщательная визуальная проработка каждого кадра, сочувственное внимание к бедам нелегальных мигрантов — у «Борьбы» практически нет изъянов, это картина, сделанная уже состоявшимся режиссером.

Среди студентов первую премию в 2500 долларов получила перуанка Розано Гарсиа-Монтеро, снявшая маленькую мелодраму «Грустишь?» в Нью-йоркской киношколе. А специальным дипломом отметили лучшую, как представляется, картину в этой категории — социальную драму «Контролер» (режиссер — Петер Вогт, Польша). Среди короткометражных фильмов не нашлось равных очень трогательному и действительно эффектному «Скручиванию» словенца Стефана Арсеньевича. Награда — лазерное субтитрование на сумму 2500 долларов — стала хорошим дополнением к награде «Золотой медведь», уже полученной этим фильмом на последнем Берлинском кинофестивале.

Что до приза лучшему актеру/актрисе и победителя в полнометражной категории, то здесь пресловутый политкорректный подход явил себя во всей красе. Лавры достались фильму «Осама» и исполнительнице главной роли в нем — Марине Голбахари. Особые достоинства в этой работе не просматривались ни при первом, ни при втором приближении, кроме, пожалуй, одного, но решающего: «Осама» — первый в истории афганский полнометражный фильм. Больше ничего о весьма средней, во многом вторичной картине сказать нельзя.

Ну а симпатии как зрителей, так и жюри вполне традиционно достались российским кинематографистам. Приз зрительских симпатий отошел угрюмому среднеметражному фильму «Накануне» ученика Алексея Германа, сорокалетнего Рамиля Салахутдинова, сделанному под явным влиянием мастера. А Гран- при «Скифский олень» и премия 10000 долларов предсказуемо присудили «Старухам» Геннадия Сидорова — вполне зрительскому, «народному» кино, снятому о житье-бытье российской глубинки.

Более подробно о последнем кинофестивале «Молодость» читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать