Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Эмигранты времени

16 октября, 00:00

Вот и уехал домой маленький харьковский «Театр 19», показавший все свои четыре спектакля в рамках Одиннадцатого международного театрального фестивалю-лаборатории «Мистецьке березілля». Пьесу Д. Мережковского «Павел I» и «Любофф» М. Шизгала харьковчане играют уже давно. Новорожденный спектакль «Хулия прославляю» по пьесе М. Кулиша «Хулий Хурина» видел свет рампы только несколько раз, и его киевская премьера была горячо принята молодой киевской публикой и харьковским землячеством столицы. Эти спектакли по-юношески гиперболизировано тяготели к избыткам: где-то — квази-трагизм, где-то — почти грубая фарсовость и клоунада. И только один спектакль, по-взрослому мудр и философичен, заставил задуматься над многими проблемами. Это «Эмигранты» — «сцены из жизни под лестницей» по пьесе известного польского абсурдиста Славомира Мрожека.

Герои спектакля — два абсолютно полярных мужчины, полярные во всем: во взглядах на жизнь, в подходах к решению проблем, которых у них больше, чем достаточно, в уровне образованности, в корнях социального и географического происхождения. Дилемма «город — село», на которые разделены пространства рождения и детства фактически безымянных героев (Х и А), приобретает едва ли не решающую роль в их жизненных коллизиях. Но режиссер Игорь Ладенко не акцентирует этот конфликт. Его интересует другое — как безымянная и вражеская страна, где они сейчас существуют, даже как безымянная далекая и покинутая ими родина делает этих безымянных людей эмигрантами не только по месту проживания, то есть прозябания, а больше — эмигрантами, отбросами Времени. Мир изменился, а эмигранты все так же бегут куда-то — за новой жизнью или от себя?

У харьковчан эти люди достаточно легко узнаваемы, а следовательно поразительно похожи на каждого из нас. И не у одного зрителя во время спектакля возникали болезненные воспоминания о собственных родителях, родственниках, друзьях, затерявшихся в мире в поисках лучшей судьбы, и где-то далеко, целуя фото своих родных, засыпают с мыслями о возвращении домой.

Но и не только в этом суть режиссерской позиции И. Ладенко, руководителя «Театра 19». Вспоминается известное изречение А. Чехова, что человек вынужден по капле выжимать из себя раба. Но эти эмигранты, считающие себя свободными, по существу остаются рабами. Спектакль харьковчан о том, что эти рабские капли, закаменевшие еще на генном уровне, уже никогда не дадут душе освободиться, как сочетание несочетаемого — Рабства и Свободы — никогда не синкретизуется в одно целое. Спектакль о том, что — и в этом самый большой его парадокс — те два персонифицированные волеизъявления и воленеизъявления, которыми являются персонажи Мрожека, существовали, могут существовать и будут существовать рядом, всегда и везде. Пусть это не совсем гармонично, но возможно.

И хотя покинутая эмигрантами родина безымянна, мы с вами отлично понимаем, что звон представления звонит и по нам, что везде на земном шаре есть города и села, всегда будут политические беженцы и нищие охотники в вечной погоне за призрачной свободой. И далеко не все они станут свободными. Потому что территория Свободы — не в том воображаемом прекрасном далеком, где нас нет, а в собственной душе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать