Скульптуры для президентов
Лица и судьбы в творчестве Фрэнка Майслера
…Когда арестовали бывшего панамского президента Нурьегу (помните, была такая темная история с наркобизнесом), полицейские в его доме обнаружили много эксклюзивных работ Фрэнка Майслера. Естественно, американцы их изъяли, и дальнейшая судьба скульптур неизвестна. А сам мастер понятия не имеет, как у Нурьеги оказались его творения. Поскольку, в отличие от президентов других стран, которые не только заказывают у Фрэнка «политические» подарки, но и заглядывают при случае в его галереи, чтобы купить себе что-нибудь «личное», криминальный панамец, что называется, «проходил мимо». Есть в географической судьбе произведений Майслера еще один не подружившийся с законом клиент — итальянский министр иностранных дел, осужденный за убийство, но тот лично любил захаживать к мастеру в Старом Яффо, где у художника студия и галерея. Эти истории, конечно же, вовсе не свидетельствуют о том, что скульптуры известного в мире мастера любят великие с темным прошлым. Напротив, популярность автора в широких кругах говорит о характерности его работ и универсальности. Собственно, искусствоведы их так условно и делят на «универсальные» и «группу иудаики».
Скульптуры Майслера как индивидуальные, так и серийные, выполненные из бронзы, серебра, золота и сплавов драгоценных металлов, часто заказывались в качестве презентов для правительственных визитов и просто для подарков не только израильскими премьер-министрами и президентами, но и руководителями других стран.
— У каждого президента есть два «лица», — считает Фрэнк, — официальное и личное. И, соответственно, так же они выбирают скульптуры. Официальная — это, скорее, некое завуалированное послание, сообщение или просто что-то нейтральное, деликатное. Много лет назад для американского президента Картера мне заказали скульптуру на тему библейской истории об источнике Иакова (там подразумевается, что Израиль расширит границы и станет великой державой). Подтекст политический есть. А вот Клинтону приглянулось изваяние саксофониста — тема ему близка как бывшему музыканту , и он сразу же ее приобрел, а в придачу — еще несколько работ...
Стоит сказать, что скульптуры так называемой малой формы украшают дома и офисы не только Клинтона и Буша, они радуют Королеву Англии и Папу Римского, Ельцина и Лужкова, Тэтчер и Назарбаева, и нашего Президента тоже. Майслера покупают звезды Голливуда (у Дугласов — целая коллекция) и шоу- бизнеса. В чем феномен работ Фрэнка, почему они пользуются такой популярностью? На мой взгляд, тому есть две причины. Прежде всего, это характер, который имеет практически каждая скульптура. Это — не мгновение, застывшее в бронзе, а целая жизнь, с увлечениями, достоинствами, тайными желаниями, профессиональными показателями, чувствами и эмоциями. А другая причина — в «богатом», презентабельном внешнем виде его творений. Скульптор работает с несколькими цветовыми разновидностями бронзы, удачно их комбинируя, а так же с многоцветными сочетаниями серебра, золота или их сплавов. В результате выходит не просто «блестящая» фигурка, а некое «живописное» металлическое полотно с переливами, оттенками, игрой полутонов и света.
Майслер — мастер деталей. Взять любую скульптуру, будь то изображение конкретного или обобщенного образа, животного, или целую скульптурную панель. Детали не только «прописаны» с филигранной четкостью, но и абсолютно соответствуют действующему лицу. Есть в большинстве фигур «секреты» — если присмотреться, то в «теле» можно обнаружить крошечные дверцы. Открываешь, а там… Ну, а там разное бывает. Кто о чем думает, то за металлической «пазухой» и носит. Не скажу, что Фрэнк всегда объективен, но политкорректность все же у него на первом месте.
У мастера удивительно свежее чувство юмора. Как он сам говорит, «если в молодости им обладаешь, то нужно сделать все возможное, чтобы сохранить его и с возрастом». Так вот это чувство юмора помогает ему не опуститься до банального перечисления или скучной педантичности. Жесты, мимика, повадки, сопутствующие «вещи», — все гиперболизировано, но не обидно. Тонко. Часто даже трогательно.
— Как любой художник, я не могу контролировать свое сердце и душу и что-то другое, даже если очень захочу, сделать не смогу. Это процесс «изнутри». Это мой стиль, это слишком органично со мной. Мне очень трудно уйти от однажды выбранной концепции, формы, приема, — говорит Майслер.
Первый раз Фрэнк попал в нашу страну около десяти лет назад, по приглашению тогдашнего руководства Министерства торговли — то ли в Израиле, то ли в Лондоне кто-то из руководства увидел его скульптуры. Два года назад он снова побывал в Украине, и некоторые его работы экспонируются в галерее «Боско». Эти несколько дней, которые провел Майслер в нашей стране, были для него особенными.
— То, что меня, не украинца, избрали академиком Украинской академии искусств, для меня честь. Давно подобный титул — от России — получил мой отец. Семья жила в Польше, и он единственный еврейский ребенок в нееврейском окружении, поступил в гимназию и академию без денег, благодаря таланту. Он приложил много усилий, чтобы стать академиком. Отличительный знак, подобный тому, который носил на кокарде мой отец, я сейчас ношу на лацкане пиджака. И думаю, что отец гордился бы мною — меня приглашают в главные двери...
Монументальные скульптуры Фрэнка Майслера установлены в Иерусалиме, Эйлате, Мадриде, Мангейме, Майами, Нью-Йорке, Москве (здесь его работы занимают одно из главных мест в Музее Отечественной войны, это солдаты-евреи), многих других городах. Очевидно, что и у нас вскоре появятся: скульптурная группа, посвященная памяти еврейских детей, погибших в Бабьем Яру, которая победила в конкурсе. А там, глядишь, — и пристроится где-нибудь в городском скверике бронзовый игрок в гольф или лыжник, у банка пристроится такой же бронзовый финансист, у офисного центра — «деловая дама», а у скамейки — собака, бык или гиппопотам. А почему бы нет? Главное — чтобы красиво было и весело.
Выпуск газеты №:
№160, (2003)Section
Тайм-аут