Бюджетный старт
с налоговой нагрузкойСегодня в Кабинете Министров планируется обсуждение госбюджета на следующий год. До 15 сентября документ должен быть передан на рассмотрение Верховной Рады. Основные параметры проекта уже известны, в субботу возможна лишь их небольшая корректировка. Первый вице-премьер Николай Азаров сообщил, что доходная и расходная часть казны составят одинаковую сумму — 58,5 миллиардов гривен. Ранее в правительстве появилась информация о возможном дефиците госбюджета в 0,5%, который предполагалось покрыть за счет доходов от приватизации. Но Николай Азаров уверяет, что «в любом случае бюджет будет сбалансированным по доходам и расходам».
Таким образом, правительство в следующем году надеется собрать налогов на 10% больше, чем в этом. Столь амбициозную задачу предполагается выполнить, прежде всего, за счет инерционного роста экономики, который продолжается сейчас. По итогам семи месяцев 2003 года рост украинского ВВП составил 5,1%, и равняется 60% от уровня 1990 года. Будут ли отечественным налогоплательщикам предложены какие-то особые стимулы для активизации отчислений в бюджет, пока неясно. После конфуза, случившегося с законом о снижении ставки налога на добавочную стоимость с 20 до 17%, Николай Азаров не решается прогнозировать, что в нашей стране будет с налогами в ближайшем будущем. По его словам, Кабмин обязательно сделает попытку со второго раза снизить НДС и одновременно отменить льготы по уплате этого налога. Но даже если Верховная Рада все же согласится с этим предложением, остается неясным, с какого момента соответствующий закон будет введен в силу. Согласно Бюджетному кодексу, любые налоговые изменения, произошедшие в 2003 году, должны начать действовать лишь с 2004 года. Впрочем, уже не раз депутаты игнорировали это требование.
Ну а пока, по словам Николая Азарова, правительственный вариант бюджета 2004 года рассчитан на нынешней налоговой базе. Правда, тут же он отмечает, что если депутаты решат ввести сниженную ставку НДС уже с января, Кабмину будет по силам оперативно пересчитать будущие доходы государственной казны. Самой большой головной болью этот сценарий грозит областным администрациям и мэриям. Они подверстывают свои бюджеты под государственный, и если депутаты определятся со ставкой НДС лишь к декабрю, местные советы просто не успеют до конца года исправить свои бюджеты. Чем это чревато, хорошо знают работники организаций, финансируемых государством. Им после новогодних праздников уже не раз задерживали зарплату в связи с отсутствием у госадминистраций утвержденной формулы расходов.
Кстати, в следующем году доходы государства от налогов и сборов впервые за историю Украины будут поровну разделены между центральным и местными бюджетами. В этом году обладминистрациям оставляют лишь 43% доходов, а в позапрошлом этот показатель и вовсе был равен 37%. Губернаторы вроде бы должны быть этим довольны. Но уже сейчас известно о консультациях, которые проводят руководители Харьковской, Луганской, Донецкой и Львовской областей с депутатскими группами и фракциями, представляющими их регион, чтобы пролоббировать себе дополнительные субвенции и послабления. Уже сегодня очевидно, что окончательный вариант госбюджета будут традиционно до неузнаваемости изменен в стенах Верховной Рады.
Учитывая, что следующий год для депутатов прежде всего знаменателен президентскими выборами, вокруг госбюджета- 2004 ожидаются не столько экономические, сколько политические дискуссии. Так уж повелось в Украине, что самым мощным финансовым источником для проведения предвыборных кампаний являются местные и центральный бюджеты.
Продолжение темы на стр. "Подробности"
Выпуск газеты №:
№157, (2003)Section
Панорама «Дня»