Неравный союз
Картина как факт истории
Есть произведения искусства, которые становятся ярким событием в жизни нации буквально с первых минут их появления. В 1869 году молодой польский художник из Кракова Ян Матейко (1838 — 1893) продемонстрировал широкой общественности картину «Люблинская уния». Грандиозное полотно (289 см х 512 см; 35 «действующих лиц») отобразило кульминацию события, которое 300 лет назад было едва ли не важнейшей вехой истории Восточной Европы. 28 июня 1569 года в городе Люблине в ренессансном замке подписывалась уния двух стран — Польского королевства и Великого княжества Литовского. На карте Старого Света появилось крупнейшее государство — Речь Посполитая (дословно с польского: rzecz — дело, pospolita — народная; то есть республика) со столицей в Варшаве.
На время создания этого грандиозного полотна земли бывшей Речи Посполитой находились под властью трех мощных европейских держав — Российской империи, Прусского королевства (с 1871 г. — Германской империи) и Австро-Венгерской империи. Сложно преувеличить значение картин Яна Матейко — в исторической серии художника можно отметить такие фундаментальные работы как «Битва под Грюнвальдом», «Костюшко под Рацлавицами», «Колокол Сигизмунда», «Прусская дань», «Проповедь Скарги» — для польского национально-освободительного движения и, в первую очередь, самоидентификации бывшей государственной нации со славной историей.
Имя Яна Матейко стоит рядом с такими выдающимися будителями польского возрождения, как писатели Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Юзеф-Игнаци Крашевский, Болеслав Прус, Нобелевский лауреат 1905 года Генрик Сенкевич, композитор Фредерик Шопен... Уроженец Кракова, Ян Матейко учился и работал в родном городе, в Мюнхене и Вене. В 1873 году он стал директором Краковской школы искусств.
Кстати, картина «Люблинская уния» до начала Второй мировой войны была частью экспозиции музея князей Любомирских во Львове, потом ее прятали польские патриоты. А уже после 1945 года она находилась в Национальном музее в Варшаве. В 1957 году картину подарили Люблинскому музею, в котором она стала украшением богатейшей экспозиции.
Для дальнейшей судьбы Украины Люблинская уния сыграла очень важную роль. Большинство украинских земель до 1569 года входило в состав Великого княжества Литовского. Только Галичина и крайний запад Волыни и Подолья подчинялись Короне Польской. По результатам унии Киевщина, большая часть Волыни, Брацлавщина и Подляшье были инкорпорированы — фактически аннексированы — в состав земель Короны.
В чем же причина такого неравного «союза»? Литва, большинство населения которой составляли украинцы и белорусы, в середине ХVI века переживала сложные времена. Государство увязло в Ливонской войне с Московией и уже не выдерживало прессинга постоянных нашествий крымских татар. К тому же шляхта ВКЛ стремилась получить военную помощь Польши (огромные расходы истощили казну) и добивалась таких же равных прав, которые фактически имели даже мелкие шляхтичи на сейме в Варшаве.
Крупные землевладельцы в Литве — прежде всего князья Радзивиллы, Острожские, Сангушки, Ходкевичи, Вишневецкие — в свою очередь, соглашались на союз только при условии существования отдельного сената и сейма в Вильнюсе (Вильно). Поэтому в марте 1569 года переговоры зашли в тупик, а некоторые делегаты- вельможи Литвы тайно покинули Люблин. Особенно критически к унии были настроены Радзивиллы (Миколай «Рыжий» и Кшиштоф), князь Василий-Константин Острожский и Ян Ходкевич. И все же мелкая шляхта ВКЛ сделала выбор — на своих сеймиках представители Подляшья, Волыни и Киевщины объявили о присоединении этих земель к Короне.
В июне 1569 года начался второй раунд обсуждения условий унии. Под сильным давлением поляков (главную роль здесь играли иезуиты) и шляхтичей ВКЛ, магнаты-оппозиционеры были вынуждены пойти на компромисс. Образовывалось союзное государство — Речь Посполита — с единым выборным королем, сеймом в Варшаве; вводились единые денежная единица и налоги; только сенат, сейм и король имели право решать внешнеполитические вопросы государственного значения.
Между тем Литва (ее территория стала вдвое меньше и отныне включала только литовские, белорусские земли, а также часть Смоленщины, Курляндию и Лифляндию) сохранила за собой некоторые остатки автономии, как-то: войско, правительство, суд, великокняжескую администрацию и отдельные законы. Король Польши одновременно провозглашался и Великим князем Литовским. В то время королем был Сигизмунд II Август (на картине стоит в центре с крестом в руке), последний представитель династии Ягеллонов. Еще в 1385 году между Польшей и Литвой была подписана Кревская уния, по результатам которой брак королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло (Ягелло) должен был положить начало новому союзному государству. Путь этот был долгим и сложным. Государства фактически оставались независимыми, однако тесно сотрудничали — вспомним блестящие победы союзников под Грюнвальдом над крестоносцами в 1410 году и под Оршей над московитами в 1514 году, где войсками руководил великий гетман литовский, князь Константин Иванович Острожский.
А вот кто оказался в проигрыше после подписания Люблинской унии, так это украинцы, составлявшие более трети населения Речи Посполитой. Сопротивлялись польской и католической экспансии и некоторые магнаты и шляхтичи. Так, князь Василий-Константин Острожский, которому в Луцком и Кременецком поветах принадлежало 100 городов, 40 замков и более 1300 сел, возглавил борьбу за охрану прав православной веры; он постоянно заботился о развитии культуры, образования, печатного дела в Украине — в Остроге в 1576 году была основана первая в Восточной Европе Высшая школа, которую современники называли Академией; в 1578 году князь издал «Букварь», или «Азбуку».
На картине Яна Матейко он стоит вблизи (слева) от короля Сигизмунда II Августа вместе со старшим сыном Янушем (Иваном) Острожским. Последний повторил путь большинства детей и внуков литовских, украинских, белорусских магнатов, которые предавали веру пращуров ради привилегий и возможности делать государственную карьеру. Так, Януш отрекся от православия и принял католичество, а одна ветвь рода Радзивиллов — когда-то ревностного протестанта Николая «Черного» — отреклась от кальвинизма также в пользу господствующей религии.
Контрреформация уже в начале ХVII века почти окончательно взяла верх. Попытка найти консенсус между представителями разных религиозных конфессий завершилась неудачей. Речь Посполитая, которая в начале своего образования была едва ли не самым толерантным государством в вопросах религии в Европе (вспомним «святую» инквизицию, Варфоломеевскую ночь в Париже), постепенно, но неуклонно становилась страной, где православие, кальвинизм, арианство, тринитаризм становились гонимыми. В Великом княжестве Литовском в ХIV—ХVI вв. влияние украинских, белорусских князей и магнатов на дела государства часто было определяющим, старославянский язык — государственным, а о каких-либо преследованиях на конфессиональной и национальной почве не могло быть и речи.
На картине видно, что на коленях с мечом в правой руке Миколай «Рыжий» Радзивилл, а за ним (справа, опираясь на локти) гетман Литвы Ян Ходкевич. Справа на кафедре стоит дочь польского короля Анна Ягеллонка. Полотно замечательно передает сложную архитектонику этого важного события; амплитуда эмоций участников собрания колеблется от радости до отчаяния, и даже растерянности. Что ж, каждый имел на это право, у каждого из участников этого действа была своя правда, но в любом случае должны признать: Ян Матейко создал непревзойденный шедевр исторической живописи (не побоюсь сказать — несравненный), за который получил в 1870 году в Париже высшую награду Франции — орден Почетного Легиона, очень редкий случай чествования иностранца в истории этой страны. К сожалению, Ян Матейко не смог претворить в жизнь многие свои фундаментальные разработки. Но наследие, которое он оставил Польше и всему миру, поражает и по сей день.
Выпуск газеты №:
№145, (2003)Section
Тайм-аут