По «пармскому» счету
Главным событием сезона для Лидии Забилястой стала заглавная партия в опере Дж. Пуччини «Турандот»
Осенью солистка Национальной оперы Украины Лидия Леонидовна отметит юбилей — 30-летие творческой деятельности. Но похоже, певице некогда задумываться о круглых датах. Исполнительница много работает. Часто гастролирует с концертами. Дважды в месяц выступает в спектаклях на сцене киевской Оперы. В «Князе Игоре» и «Богеме» партии Ярославны и Мими — относятся к лучшим достижениям певицы на сцене. Властная княгиня и скромная парижская девушка — образы бесконечно разные. В обоих есть женственность, жертвенная любовь и беззащитная нежность.
Заглавную партию в опере «Турандот» можно назвать «звездным часом» актрисы. Публика, восхищенная царственным обликом Турандот и безупречным вокальным прочтением партии, устроила овацию Лидии Леонидовне. В течение долгих недель и месяцев перед премьерой певица постоянно «жила» своим новым образом. Она не оставляла без внимания ни одну деталь. Походка, жесты, мимика, осанка — здесь требовалось найти что-то новое, особое. Ведь принцесса Турандот — персонаж прекрасной сказки, овеянной экзотикой Древнего Китая.
Из недавних концертных выступлений певицы киевским слушателям особенно запомнилось ее участие в концерте, организованном клубом «Ротари-Печерск».В программе прозвучали вальсы из ее оперного и камерного репертуара. Особенно вдохновенно Лидия Забиляста исполнила арию Маргариты из «Фауста» Гуно. Публика услышала известную музыку по-новому. Оказалось, что ритмами вальса проникнута эта и многие другие всеми любимые оперные арии. Вальс в оперной музыке часто превращается в светлый и ликующий гимн любви. Забиляста сумела выстроить свое выступление совершенно особым образом. Страницей классической оперетты стал дуэт из «Веселой вдовы» Легара, исполненный с Василием Грохольским. А «Днепровский вальс» Игоря Шамо с головокружительно высокими фиоритурами достойно увенчал представленную певицей вереницу вокальных вальсов.
Нельзя не сказать и еще о двух ярких концертных выступлениях Лидии Леонидовны в последнее время. В концерте, посвященном 65-летию Стефана Турчака и проходившем на сцене Национальной оперы, Забиляста исполнила арию Лизы из «Пиковой дамы». Это выступление было особым. Участие в концерте памяти маэстро певица считала делом чести. А в большом весеннем гала-концерте ведущих солистов Национальной оперы Забиляста вместе с Романом Майбородой исполнила дуэт из «Трубадура». Ее тембр обладает счастливым качеством — он мгновенно узнаваем и всегда побуждает слушателя «проживать» все оттенки эмоционального состояния ее героинь. Дуэт завершал концерт и не на шутку всколыхнул души зрителей. Ведь за считанные минуты у нас на глазах развернулась картина отчаянной любви, жертвенной преданности и роковых заблуждений.
Кроме того, недавно Лидия Леонидовна нашла время для «шефского» выступления с большим сольным концертом перед учащимися одной из киевских музыкальных школ. В этой школе на вокально-хоровом отделении обучается ее сын, который, вполне возможно, тоже станет певцом, так как уже сейчас проявляет большой интерес к вокалу и собирается спеть дуэт со своей мамой...
На почетном месте в доме Лидии Леонидовны стоят дипломы, подтверждающие факт признания ее как певицы знаменитым «пармским судом». В Италии считается, что именно в Парме оперный певец подвергается самому пристрастному суду публики. И если даже в Парме его признали, значит уровень певца отвечает требованиям искушенных итальянских оперных театралов. По этому случаю даже выдается специальный сертификат. А нашей вокалисткой были очарованы настолько, что даже предложили ей остаться в Италии навсегда. Но Лидия Леонидовна сделала выбор в пользу Украины.
Особой страницей биографии певицы была стажировка в итальянском театре Ла Скала. Своим трудом и талантом она завоевала право совершенствоваться в вокальной столице мира, у лучших итальянских мастеров пения. Незабываемыми были занятия со знаменитой певицей Джулеттой Симионато, которая в свое время была постоянной партнершей Марии Каллас. Многие уроки записывались на магнитофон, и Лидия Леонидовна до сих пор может их прослушивать, в точности восстанавливая в памяти все советы итальянских мастеров бельканто. Случилось так, что год пребывания Забилястой в Милане был юбилейным годом Мусоргского. Поэтому выступить в итальянском репертуаре на сцене легендарного театра ей не довелось. Хотя было организовано много концертов в разных городах Италии. Два из них прошли на малой сцене театра Ла Скала — Пикколо Скала. И, кроме того, бесценным творческим багажом для певицы стали партии, выученные под руководством итальянских педагогов. Это главные партии в операх Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй» и «Богема», которые Лидия Леонидовна до сих пор с успехом исполняет на киевской сцене, а также партия сопрано в «Реквиеме» Верди и тщательно проработанный «Тайный брак» Д.Чимароза.
Артистическая биография Забилястой примечательна и тем, что певице пришлось долгое время работать солисткой ансамбля под управлением Виктора Иконника. Огромный репертуар, спетый в годы работы в ансамбле, выгодно отличает Забилясту от многих других оперных певиц. Ведь спеть такое количество старинной и духовной музыки, месс, кантат и ораторий — это значит прожить еще одну артистическую жизнь. И Лидии Леонидовне это блестяще удалось. Ее «стилистическое чутье» безупречно, ведь она соприкасалась с музыкой самых разных эпох, жанров и стилей. Хочется надеяться, что творческий юбилей певицы будет ознаменован ее сольным концертом на сцене театра.
Кто знает, может быть приобретенный уникальный опыт (овладение и камерным, и оперным репертуаром, стажировка у итальянских мастеров) со временем позволит певице проявить себя в вокальной педагогике. Но завтрашний день певицы — это в первую очередь — новые партии и новые концертные программы, которых с нетерпением ждут многочисленные почитатели таланта Лидии Забилястой .
Выпуск газеты №:
№130, (2003)Section
Тайм-аут