Перейти к основному содержанию

Скандал в благородном семействе

04 июля, 00:00

Впервые в истории Европейского Союза начало полугодового председательствования начинается с громкого скандала. Премьер-министр председательствующей с 1 июля в ЕС Италии — Сильвио Берлускони — вынужден извиняться перед Европейским парламентом и канцлером ФРГ Герхардом Шредером. Скандал, вспыхнувший в среду при презентационном выступлении Берлускони в Европейском парламенте в Страсбурге, стал главной новостью для масс-медиа; скандал не только не стих на следующий день, но и раскручивался прессой и политиками. Пребывание в центре скандала для Берлускони — далеко не новое ощущение: как писала «Берлинер Цайтунг», за 13 лет он 13 раз находился под следствием. Первая попытка Берлускони возглавить итальянское правительство в середине 90-х завершилась преждевременно именно из-за скандала по поводу его обвинений в коррупции. Но впервые Берлускони оказался в центре европейского скандала. И нужно признать, что этот скандал был прогнозированным и ожидаемым, исходя из тональности публикаций в прессе различных стран накануне 1 июля, когда Италия взяла на себя президентство в ЕС от Греции. И, во всяком случае, рутинная и обычно достаточно скучная процедура презентации страной своих приоритетов во время президентства в ЕС оказалась весьма нетрадиционной. И не из-за самих по себе приоритетов (экономическое развитие, борьба с нелегальной миграцией, налаживание отношений со США, принятие европейской Конституции, подписание Римского соглашения в конце года).

Евродепутат, немецкий социал-демократ Мартин Шульц был самым заметным и самым громким из тех депутатов Европарламента, кто протестовал против того, чтобы именно Берлускони считался главным действующим лицом ЕС в ближайшие полгода из-за своих постоянных проблем с законом. На плакате, который держало 40 евродепутатов, значилось: «Нет — «крестному отцу» в Европе!» Берлускони в ответ сказал, что знает, что какой-то итальянец снимает фильм о немецких концлагерях, и добавил, что Шульц замечательно подошел бы на роль «капо» (охранника концлагеря) в этом фильме. Так начался скандал. Возмутились депутаты Европарламента, возмутился канцлер ФРГ Герхард Шредер, который назвал высказывание Берлускони неприемлемым и потребовал извинений. Шульц заявил, что извинений перед ним лично недостаточно. Итальянского посла в Берлине вызвали для объяснений в немецкий МИД, немецкому послу в Риме заявили, что выступление Шульца было оскорбительным и для Берлускони, и для Европы. Так скандал получил дипломатическое развитие. Наконец, сам Берлускони вынужден был заявить, что немедленно позвонит Шредеру.

Берлускони, самый богатый человек Италии, бизнесмен, медиа-магнат, владелец миланского «Интера» только 18 июня получил иммунитет на срок выполнения обязанностей премьер-министра (до 2006 года) при очередном судебном рассмотрении. В данном случае его обвиняли в том, что в 1985-м, когда он еще не занимался политикой, он давал взятки судьям в процессе приватизации государственной компании SME. Эта история послужила предлогом к тому, чтобы французская «Либерасьон» заявила, что Берлускони является угрозой для Европы, поскольку для него характерны смешивание финансового мира и политики, надзор исполнительной власти над судебной, злоупотребление служебными полномочиями. Подобные по тональности комментарии раздавались в прессе многих других стран. Очевидно, можно считать, что неприятие персоны итальянского премьера является общим — иначе бы он не заявлял в ответ, что никто не может указывать демократически избранному правительству.

Есть проблема. Она состоит в том, что страны ЕС уже «обожглись» три года назад на примере Йорга Хайдера, лидера австрийской популистской радикально правой партии Свободы, вошедшей в австрийское правительство по результатам выборов. Громко презентованная дипломатическая блокада Австрии странами ЕС ни к чему не привела и была бесславно снята. Обструкция, устроенная Берлускони, также имеет мало шансов на успех. Наоборот, любой шум вокруг его персоны является прекрасной рекламой «европейскому олигарху».

Скандал в благородном семействе ЕС — на самом деле только симптом. Возможно, Берлускони действительно не имел бы морального права быть лицом Европейского Союза. Если бы он, в частности, не был демократически избранным лидером одной из крупнейших стран Европы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать