Перейти к основному содержанию

Форма или содержание?

26 июня, 00:00

По утверждениям философов-материалистов, форма и содержание находятся в неразрывном единстве и взаимодействии, причем развитие или упадок чего-либо, скажем, общества, начинаются с трансформаций содержания, которое более динамично, чем форма. Накопление содержательных изменений приводит, в свою очередь, к изменению формы. Как представляется, в Украине этот принцип диалектического материализма сегодня не срабатывает, и мы являемся свидетелями весьма интенсивных изменений форм общественной жизни, которые почти не касаются старого содержания. Иными словами, мы снова и снова наливаем прокисшее и прогорклое вино в новенькие меха, а на сцене своей жизни меняем только декорации. Сооружая, среди прочего, бессмертные потемкинские деревни, предназначенные, как и во времена Екатерины II, для наивных глаз Запада. Ниже — несколько примеров.

Вот депутаты ВР сформулировали и приняли такой Закон-концепцию-декларацию, за яркими кулисами которого все умные люди, все господа Чичиковы могут делать (и делают!) все, что угодно. И неудивительно, ведь, согласно одному из фундаментальных законов науки управления, сложными общественными системами невозможно эффективно управлять простыми законами, простыми алгоритмами, двузначной логикой, обобщенными понятиями («сложность управляющей системы должна полностью соответствовать сложности, разнообразию управляемого объекта»). Да без этого у нас даже «лучше» выходит.

Или взять украинские церкви, которые сегодня так гордятся количеством приходов, храмов, семинарий, численностью духовенства, епископата. Посмотреть снаружи — расцвет христианской духовности! Но не стоит обольщаться — это, в основном, форма, декорации (в византийском стиле). А за ними — превалирование обрядности над истинной духовностью, бесчисленные средневековые суеверия, освященные церковью, невежество духовенства, жесткая борьба за место в иерархической структуре, нежелание или неумение считаться с реалиями современности, интриги, нехристианская вражда между христианами. Современная церковная жизнь иногда напоминает мне «икону» с драгоценным золотым окладом, но… без изображения святых ликов. Истинная глубинная вера, повседневное благочестие остаются где-то на обочине, без внимания — для них необходимо слишком много усилий и внутреннего содержания.

Современный Киев — это воплощение формулы и формы «блеск и нищета» («куртизанку» опускаем). Только представьте себе один из новых, сияющих всеми цветами радуги мраморных подземных переходов рядом, скажем, с обтрепанными, грязными, никогда не ремонтированными подъездами жилых домов и лифтов где-то на Оболони или даже в самом центре. Подъездами, в которые человеку унизительно даже заходить — там всегда чувствуешь себя деклассированным обитателем трущоб, отщепенцем. Но в глазах власти это, очевидно, только незначительные и невидимые с улицы детали и потому не стоящие внимания. А люди никуда не денутся — переступят и через это еще советское «содержание».

Растут в городах как грибы супермаркеты — масштаб, ассортимент, опять же блеск и претензии, которые поглощают немало средств и заметно сказываются на ценах. Обеспечить же гарантированную свежесть продуктов, таких как молоко, хлеб или овощи, оказывается почему-то невозможным или, скорее, — необязательным. Еще одно незначительное обстоятельство — десятилетиями продавцы режут и режут хлеб и батоны на половинки-четвертинки, что, кроме прочего, негигиенично, А хлебозаводы все никак не догадаются отринуть советские стандарты (стандарты времен, когда большинство людей питалось преимущественно хлебом) и изменить размеры выпечки, что, безусловно, решило бы также проблему свежести.

Любовь к форме и безразличие к ее содержанию просматриваются также в области образования и науки, где основано немало институтов, университетов и даже академий (так называемых «потешных»), которые являются таковыми только по названиям. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на широкий, беспредельно широкий перечень специальностей, предлагаемый некоторыми новыми вузами (от дипломата до бармена), или побывать там на так называемых научных конференциях. Однако общество, преподавателей, а также студентов этот пышный «расцвет» вузов, очевидно, устраивает — только бы давали дипломы! Пускай и «потешные». Причина, к сожалению, кроется не только в предпринимательской активности, достойной лучшего применения, учредителей, а, в первую очередь, в том, что настоящие, а не формальные дипломы далеко не всегда нужны обществу. Ведь потешными часто являются не только дипломы, но и работа, служебные обязанности и требования к результатам труда. У японцев, наверное, не может быть потешных институтов или дипломов.

Всепоглощающая страсть к форме, к «наукообразию» не обошла и наш политический бомонд. Сколько там академиков или, в худшем случае, профессоров! И что бросается в глаза — эти люди до такой степени скромны, что публично отнюдь не проявляют своей учености. Ни тогда, когда выступают в ВР, ни в средствах массовой информации. Совсем наоборот — некоторые представители украинской политико-интеллектуальной элиты всячески скрывают свою образованность, иногда ради этого демонстрируя прямо таки фантастическое невежество. А как глубоко прячут свою интеллигентность! Хотя, действительно, — зачем человеку интеллигентность, знания, когда у него есть все атрибуты привлекательной формы — диплом, научная степень и высокая должность?

Древнегреческий философ Платон утверждал, что порядок в стране будет только тогда, когда ее будет возглавлять мудрый философ. Очевидно, считая, что только философ способен расставить на свои места все формы и все содержания общественной жизни. Но по словам того же Платона, «в обществе дураков (с «потешными» дипломами и степенями) мудрец-философ считается тоже глупцом». Иными словами — ему никогда не стать правителем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать