Мы любим вас, кубанские казаки!
Двухнедельные гастроли знаменитого хора — полный аншлаг
Кубанский казачий хор — прославленный коллектив, который последние три десятилетия возглавляет Виктор Захарченко: народный артист России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, композитор, собиратель фольклора, тонкий аранжировщик народных песен. 22 марта маэстро исполнится 65 лет. С именем Виктора Гавриловича Захарченко связана международная слава Кубанского хора, который стал одним из самых популярных коллективов России. Репертуар — самый разнообразный: фольклор, духовная музыка, классика, произведения современных авторов.
Неоднократно кубанские казаки выступали в Украине. У нас — множество поклонников и почитателей их таланта, не пропускающих ни одного концерта. Ведь каждая программа хора непохожа на предыдущую. Мастерство артистов филигранно. Голоса чистые, звонкие, с широкой палитрой и массой оттенков. Любое произведение — мини-спектакль. Кроме прекрасных вокалистов, в труппе работают блестящие музыканты, танцоры и актеры оригинального жанра, демонстрирующие уникальные трюки с саблями и кинжалами. Номера молниеносно сменяются. Очень тепло кубанцев принимали зрители Харькова, Полтавы, Кременчуга, Кривого Рога, Запорожья, Миргорода и, конечно, Киева. Они участвовали в праздничной программе, посвященной 189-й годовщине со дня рождения Кобзаря на сцене Национальной оперы Украины, а затем дали два сольных концерта во дворце «Украина». На киевских подмостках состоялась премьера песни «Як дитиною бувало» на стихи Леси Украинки (музыка Виктора Захарченко).
— История Кубанского казачьего хора восходит к 1811 году. Первый концерт состоялся 14 октября на праздник Покровы Пресвятой Богородицы. Сначала это был сугубо певческий коллектив, выступавший в светских концертах, — рассказывает В. Захарченко. — Уже тогда «изюминкой» программ было исполнение народных песен, которые казаки издревле пели в своих станицах. До Октябрьской революции много исполнялось церковной и классической музыки. А черным периодом для хора можно назвать 20-е годы. Когда по приказу Свердлова и Троцкого казачество репрессировали. В первые годы советской власти зажиточных станичников буквально истребляли, высылали в Сибирь. Человеческая жизнь ни в грош не ценилась, не до песен и плясок было, коллектив расформировали... В 1936 году власти дали «задний ход». Сталин даже обратился к церкви, разрешил открыть несколько православных храмов, сделал некоторые послабления для верующих. Именно в тот период в Краснодаре и в Ростове были организованы два профессиональных коллектива: Государственный кубанский казачий хор и Ансамбль песни и пляски донских казаков. Юридически мы являемся наследниками Кубанского казачьего хора. Но существует и духовная сторона данного вопроса. В 1995 году в Краснодар приезжал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он встречался с казаками. Послушав наше пение духовных произведений, владыка поинтересовался, почему мы не поем в храмах, как наши предки. И благословил нас. С тех пор мы являемся единственным коллективом, участвующим в церковных богослужениях. На все крупные православные торжества поем в соборах.
Ежегодно езжу по краю, собираю песни стариков-станичников, потомков черноморских (украинских) казаков, пришедших из Запорожской Сечи и русские песни донских казаков. Записал несколько тысяч таких произведений. Сам делаю обработки и аранжировки. Стараюсь сохранить в каждой народной песне ее «аромат». Ведь можно так насочинять, что первоисточник никто не узнает. Я за бережное сохранение истоков. Одна из наших недавних находок «Кубань-річка-невеличка» — стихи украинского дореволюционного кубанского поэта Александра Пивня. Я подготовил компакт- диск украинских песен «Мое музыкальное приношение Украине». Немало сочинений, прозвучавших в нынешней программе, написаны на тексты великих поэтов России и Украины: Пушкина, Шевченко, Некрасова, Леси Украинки. Исполняем фольклорные песни, сочинения современных композиторов: Геннадия Заволотина — автора известной телепередачи «Играй гармонь» увы (полтора года назад он трагически погиб). В нашем репертуаре произведения Александры Пахмутовой, Александра Дудника. Я и сам пишу музыку, учитывая возможности каждого вокалиста нашего хора, так как знаю, кому поручить сольную партию, а кто будет петь дуэтом.
Постепенно наш коллектив обновляется. Для талантливых людей у нас всегда двери открыты. В настоящее время в хоре трудится 125 человек. Хотя не стану скрывать, у нас есть финансовые трудности. Зарплаты довольно скромные и на них непросто найти хороших артистов. Кстати, из Украины у нас пел Сергей Ярошенко. Он выпускник Киевской консерватории, пел в вашей Национальной опере. У него замечательный бас, а сейчас выступает за рубежом. С нами выступал солист Большого театра Игорь Морозов — очаровательный баритон. Ему предложили заманчивый контракт и ныне он поет в Австрии. Несколько наших вокалистов работают в Китае, Японии. Жаль расставаться, а что поделаешь? Мы являемся государственной структурой, иногда помогают спонсоры, но соперничать по гонорарам с иностранными импресарио не можем. Впрочем, наши актеры могут похвастаться интересной работой. Хор часто гастролирует, объездили все континенты. Наша гордость — Детская школа Кубанского казачьего хора: в ней обучается 600 человек в пяти группах разных возрастов.
В советские времена Кубанский хор, не страшась получить клеймо «националистов», на многих своих концертах пел «Ще не вмерла Україна».
— Каждый раз в зале народ вставал. Однажды, после выступления в Киеве, к нам подошли перепуганные чиновники и поинтересовались, знаем ли мы, что эта песня запрещена. Я сделал удивительные глаза и парировал: «Не знаю! У нас в станице Васюринской ее поют, как старинную народную песню». Я, конечно, лукавил, прекрасно зная, что она написана Павлом Чубинским и Михаилом Вербицким. Меня радует, когда в финале концертов хористы и зрители начинают петь вместе.
Давняя творческая дружба связывает Кубанский хор и берегиню народной песни Нину Матвиенко. Настоящим подарком киевлянам стало их совместное выступление, подаривших истинное наслаждение от проникновенного пения.
— А с украинскими композиторами мне не удается наладить контакты, — сетует Виктор Гаврилович. — Лет 15—20 назад я привозил в Киев два фольклорных аутентичных коллектива со станиц Ленинградская и Анастасиевская. Провел несколько встреч, удивляясь, что ни один из авторов не высказал желания сотрудничать с нами. В одном из интервью я даже с горечью сказал: «Наверное, украинские композиторы думают, что они пишут лучше музыку, чем народ. А ведь Михаил Глинка утверждал, «музыку создает народ, а мы — композиторы, ее только аранжируем».
— Я украинец. Наш род ведет свои корни из Полтавщины и Черниговщины. На Кубань прадеды отправились в поисках лучшей доли, но мои родители рано осиротели, с детских лет им пришлось тяжким трудом зарабатывать на хлеб, — продолжает Виктор Захарченко. — Дома мы всегда говорили по-украински. Жили в станице Дятькивской. Именно там я впервые услышал целую россыпь прекрасных народных песен.
Сильный характер, которой помогает мне преодолевать трудности — от матери. В первые месяцы Отечественной войны пришла похоронка на отца, и маме пришлось самой воспитывать четверых детей. В 1996 году Господь послал серьезное испытание. Меня сбила машина. Я получил перелом бедра. Семь месяцев пролежал в больнице. Перенес шесть операций. Два с половиной года ходил на костылях. Чуть окрепнув, но еще плохо самостоятельно передвигаясь, все же поехал на гастроли в Киев. Мне помогли коллеги выйти на сцену. Зал приветствовал стоя. Разве такое забудешь? За тот «лежачий» период я написал около трехсот аранжировок народных песен и музыку на стихи Лермонтова, Есенина, Пушкина, Рубцова, почувствовал такую жажду творить. После аварии записал 10 компакт-дисков. Ведь мы смертные, а музыка и песня переживет нас.
Выпуск газеты №:
№48, (2003)Section
Тайм-аут