За двумя рынками: СНГ против ВТО?
В одном из интервью «Дню» госсекретарь МИД Украины Александр Чалый сказал, что «нормальные страны двух векторов интеграции не переживают». Особенно убедительным мнение дипломата представляется, когда речь идет об экономической интеграции. К примеру, аналитики еще не успели «переварить» недавно объявленную президентами Украины, России, Беларуси и Казахстана идею создания Единого экономического пространства, а украинское правительство уже заявило о своем намерении добиться вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2004 году. Для этого, по мнению министра экономики и по вопросам европейской интеграции Валерия Хорошковского, имеются все основания: на последнем, десятом заседании ВТО в Женеве (там находится штаб-квартира ВТО. — Авт. ) на предложение Киева перейти к рассмотрению протокола о вступлении Украины в ВТО было получено согласие. Это, как говорит министр, означает для нашей страны фактическое начало заключительного этапа присоединения к ВТО.
Коллизия заключается, собственно, в том, что, вопреки бытующему мнению, в ВТО не вступают — в ВТО принимают. Причем сам процесс принятия — дело настолько важное, что уже и именно на этом этапе можно с высокой степенью точности прогнозировать «плюсы» и «минусы» для государства, потенциально открывающего свой внутренний рынок. Это, в принципе, большая, требующая отдельного рассмотрения, тема. Однако в случае с Украиной (да и Россией) не совсем понятно: каким образом провозглашенная идея создания Единого экономического пространства будет согласовываться с их принятием в ВТО?
Мнением по этому поводу «День» поинтересовался у главы департамента по отношениям с Россией, Украиной, Беларусью и Молдовой Государственного секретариата по экономическим отношениям Швейцарской Конфедерации Лео РИБЕЛИ.
(Швейцария, кстати, входит в группу стран ВТО, рассматривающих заявку Украины.)
— Правительство Украины заявило, что до 2004-го года наша страна станет членом ВТО. По вашему мнению, реальны такие сроки?
— Однозначно ответить на ваш вопрос непросто. Могу сказать, что до вступления в ВТО Украине предстоит пройти еще долгий путь. Однако, с другой стороны, мы чувствуем, что у вашего правительства есть воля сделать все, чтобы приблизить и, в конечном итоге, достичь эту цель. Что касается двусторонних переговоров с Швейцарией, то могу констатировать определенный прогресс, а также наличие ряда открытых моментов.
— У вас в стране уже знакомы с инициативой глав государств России, Украины, Беларуси и Казахстана создать Единое экономическое пространство?
— Я слышал об этом.
— Как это может отразиться на переговорах о вступлении в ВТО?
— Дело в том, что Украина, Россия и другие государства бывшего СССР заявили о своем желании вступить в ВТО и проделали определенную работу в этом направлении. При этом каждое государство стремилось и обращалось в ВТО самостоятельно. Если вдруг окажется, что в ВТО ваши страны хотят вступить вместе, то, как мне кажется, это еще больше отдалит их от принятия в ВТО. Кстати, до сих пор Россия и Украина ведут переговоры в этом направлении отдельно и каждая страна имеет собственные цели и приоритеты. Экономическая интеграция, о которой было заявлено, должна подразумевать общность интересов, выраженных в общей экономической политике. Этого, по моему мнению, в случае с вашими странами на сегодняшний день нет.
— То есть, идею ЕЭП постсоветского пространства на Западе восприняли негативно?
— Не сказал бы, что на Западе экономическую интеграцию в пределах СНГ воспринимают негативно, но переговорный процесс о вступлении ваших стран в ВТО, в случае реализации заявленной инициативы, был бы существенно усложнен.
— Каковы риски вступления в ВТО для страны с переходной экономикой? В чем позитивы?
— Безусловно, главный позитив для любого государства, состоящего в ВТО, — открытый мировой рынок. Однако у страны появляются не только хорошие перспективы, но и обязанности, определенные общими для всех «рамочными условиями». Эти условия ясны всем участникам мирового рынка. Украине придется открыть свою экономику. То есть — ужесточить конкуренцию на внутреннем рынке.
Вступление в ВТО — в действительности не очень простая задача. И — уж точно — неоднозначная. Ведь секторы экономики низкой конкурентоспособности могут оказаться под угрозой. Поэтому отчасти правы и те в Украине, кто настороженно относится к вступлению вашей страны в ВТО. Вполне очевидно, что, открывая свои границы, государство не должно исключать, что кто-то в Украине потеряет рабочие места. С другой стороны — конкурентоспособные производства найдут своих клиентов за рубежом и, таким образом, дадут новые рабочие места украинцам. Вывод: вступление в ВТО является безусловным позитивом для страны, заинтересованной в открытых рынках.
Выпуск газеты №:
№41, (2003)Section
Панорама «Дня»