Перейти к основному содержанию

Осторожно! Политическое измерение истории

26 февраля, 00:00

Вчера в Киеве прошли встречи польской делегации во главе с директором Бюро национальной безопасности Мареком Сивецем с высшим украинским руководством (в частности Президентом Леонидом Кучмой, председателем Верховной Рады Владимиром Литвином, председателем Совета национальной безопасности и обороны Евгением Марчуком, вице- премьером Дмитрием Табачником). В тематике переговоров польской делегации особое место занимала подготовка к 60-й годовщине трагических событий на Волыни — хотя обсуждались также и польские предложения по восточной политике ЕС после его расширения и создание украинско-польской межпарламентской ассамблеи. Переговорам польской делегации предшествовали неофициальный визит Сивеца в Киев, во время которого проблема была поставлена, и недавняя договоренность Президентов Кучмы и Квасьневского в Гуте. Подобный уровень обсуждения проблемы — то есть привлечение к нему высшего государственного руководства Польши, вынесение проблемы на уровень межгосударственных отношений, причем во время, возможно, наибольшей слабости позиций Украины за все годы ее независимости само по себе свидетельствует о желании Варшавы придать делу как можно больший резонанс. Как стало известно «Дню» из дипломатических источников, предложения, разработанные польской стороной к визиту делегации во главе с Мареком Сивецем, носили довольно жесткий (в отношении Украины) характер — иными словами, считалось нормальным, что Президенту Кучме предлагается участвовать в мероприятиях памяти трагедии Волыни на условиях, разработанных в Варшаве. Считалось также, что Президент Кучма должен извиниться перед польским народом — что под большим вопросом хотя бы ввиду того, что события происходили во время войны (1943—1944 годы), украинского государства в то время не существовало как такового. Украинская позиция, согласно которой события на Волыни были в немалой мере обусловлены политикой межвоенной Польши, и вряд ли можно возлагать ответственность за них только на ОУН-УПА, во внимание вообще не принимается. При этом, правда, Сивец отметил, что он понимает разницу в польском и украинском подходах.

Как считают и дипломаты, и аналитики, ситуация может обостриться еще больше, чем во время проблем вокруг кладбища Орлят во Львове — тем более, что Варшава явно желает отстранить от участия в принятии решений органы местной власти Волынской области.

В целом ситуация снова напоминает ту, которую уже проходили: Польша, в отличие от Украины, имеет консолидированную позицию исследователей, парламентариев и государственного руководства, имеет тщательно используемые возможности для проведения длительной информационной работы по этому поводу, имеет финансовые возможности обеспечить как исследовательскую работу экспертов, так и функционирование отдельного политического органа — Совета охраны памяти жертв борьбы и мученичества. В отличие от Украины, в Польше всегда уделяли огромное внимание роли истории в формировании национальной идеи, и времена социализма отнюдь не были исключением. И очевидно желание польского руководства использовать момент, который бы оправдал идею утверждения страны в роли регионального лидера. Разговор ведется именно с позиции новой силы, и это само по себе придает проблеме, которая существует реально, но которой бы стоило заниматься исключительно историкам, политическую окраску.

Несмотря на то, что позиции Украины априори выглядят более слабыми, за небольшой промежуток времени до июля, когда и намечаются дни памяти трагической даты, еще можно хотя бы попробовать не дать повлиять на ситуацию радикальным голосам как в Украине, так и в Польше. Проблемы памяти и непростого исторического наследия должны решаться в духе декларации о примирении между двумя народами, провозглашенной президентами еще в мае 1997-го, но не с точки зрения политического момента, и тем более — не через призму противостояния, как это уже случилось во Львове. Особенно в условиях, когда через четыре года будет отмечаться другая трагическая дата — 60-летие акции «Висла» — масовой насильственной депортации украинцев Подляшья и Лемкивщины на север и запад Польши. Ситуация обязывает украинских и польских политиков действовать взвешенно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать